Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Зодчество по конкурсу и без - ЭиВ N 22 (706)
ТЕМА НОМЕРА
НЕДВИЖИМОСТЬ ВНЕ КОНКУРСА
Зодчество по конкурсу и без
No. 22 (706) 23.06.2008
Наталья БУРКОВСКАЯ
Архитектурные конкурсы в Петербурге - явление частое и далеко не новое, однако четкого законодательного регулирования процедуры их проведения до сих пор нет
Конкурс, особенно творческий, - тонкий и сложный инструмент. Как и в случае с любым инструментом, результат его применения зависит от мастерства владельца.



Естественный отбор



Учредителями архитектурного конкурса, как правило, выступают органы власти или девелоперы. Так уж повелось, что организаторы каждый раз придумывают новые правила игры, подстраивая их под собственные требования и представления, которые не всегда понятны участникам.

В итоге расторгаются миллионные контракты, затягиваются сроки строительства, архитекторы возмущенно покидают поле боя, а сам конкурс дискредитируется.

Однако если отбросить все эмоционально-творческие величины и вспомнить, что соревнование есть обязательный атрибут рынка, то окажется, что конкурс - действенный инструмент отбора исполнителя необходимой работы за приемлемую цену.

Первый и самый главный аргумент в пользу конкурсов - его прозрачность. Если инвесторы относят себя к цивилизованному бизнесу, то их готовность выбирать архитекторов, партнеров, или подрядчиков на основе тендера - показатель зрелости компании. Конкурсы для архитекторов могут быть открытыми или закрытыми.

При открытом конкурсе заказчик не выбирает участ-ников - как правило, приглашаются все желающие. Список соревнующихся ограничивается лишь вступительным взносом или же формальными требованиями, например наличием лицензии на проектирование, наличием конкретного опыта и т. д.

Для крупных международных бюро такие конкурсы не имеют особого смысла. Открытый конкурс хорош на этапе становления, и это - удел молодых. Известные бюро довольно редко принимают участие в подобных мероприятиях, и даже не из гордости, а в силу за-груженности заказами. Исключение составляет работа над объектами общемирового или общенационального значения.

Закрытый конкурс характеризуется ограниченным количеством участников. В нем обычно участвуют не больше десяти команд. Причем организатор осуществляет их выбор самостоятельно. Это в итоге дает высокий уровень результатов.



Синдром холодной войны



Международные архитектурные конкурсы с участием именитых мастеров в Петербурге частенько сопровождаются конфликтами и скандалами. Но это не останавливает девелоперов, и они все чаще приглашают для реализации самых амбициозных проектов представителей мировой архитектуры.

Как уверяют российские бизнесмены, это дешевле, эффективнее и престижнее. Кроме того, девелопер может упрочить свою репутацию и заявить о себе как о профессионале. Участие известного архитектурного бюро в проекте - это своеобразный знак качества, в том числе и для иностранных инвесторов, которые все более активно вкладывают в русскую недвижимость.

Законодательного запрета на участие иностранных архитекторов в конкурсах не существует, но некоторые питерские зодчие уверены, что `пора уже запретить`. Так, петербургский архитектор Валентин Гаврилов говорит, что российские мастера могут и должны принимать участие в конкурсах.

`Наши архитекторы займут достойные места в любом творческом состязании, а приглашать именитых мастеров, портящих исторический облик Петербурга, - это просто дань моде`, - считает г-н Гаврилов. Впрочем, отечественным архитекторам без работы сидеть не приходится, а что касается международных тендеров, то они могут принимать участие в разработке проектов в качестве партнеров или адаптеров. Ведь всю техническую документацию к проекту должен разрабатывать российский архитектор, имеющий лицензию. То есть он будет выпускающим и ответственным.

На практике это называется адаптацией, когда ино-странец создает проект, а российские коллеги проверяют его на предмет соответствия требованиям ГОСТов, СНиПов и других нормативов.

Чаще всего приглашенный архитектор решает творческие задачи, а его российские коллеги проводят утомительные работы по согласованию этого проекта с властями города. Но ино-странцы мало знакомы с реалиями российской архитектуры, поэтому учесть в своем проекте все нюансы не могут.

Вот почему после многочисленных согласований от первоначального проекта практически ничего не остается. В лучшем случае фасад здания напоминает автор-ский проект.



Петербург как колыбель архитектуры



Самым положительным примером международных конкурсов в Петербурге является архитектурный конкурс на проект нового здания Государственного академического Мариинского театра. Конечно, если оставить за скобками все то, что произошло позже. К сожалению, реализация данного проекта вызывает много вопросов и нареканий со стороны профессионального сообщества.

Но тогда, несколько лет назад, это было практически образцово-показательное состязание по всем правилам. К участию в нем были приглашены 11 команд: 5 - российских и 6 - зарубежных.

Выиграл конкурс известный архитектор, глава парижского бюро Dominique Perrault Architecte Доминик Перро, его проект (черная мраморная громада, скрытая под металлическим каркасом) обошел таких именитых конкурентов, как Эрик Мосс, Марио Ботта и Ханс Холляйн, хотя и спровоцировал разногласия в архитектурной среде.

Сегодня, к сожалению, ситуация такова, что победитель на конкурсе и реализуемый проект почти не имеют ничего общего.

Один из самых известных международных архитектурных конкурсов послед-них лет на проектирование крупного общественно-делового комплекса `Невская ратуша` (`Смольный-2`) был инициирован `Банком ВТБ`. `Невская ратуша` должна объединить под одной крышей многие комитеты городского правительства, которые сегодня рассредоточены по всему городу, а также стать новым цент-ром деловой жизни.

Организатором конкурса выступил Комитет по градостроительству и архитектуре совместно с ООО `Охта Групп` при участии Санкт-Петербургского союза архитекторов. Во избежание очередного конкурсного скандала, которые стали уже привычными в Петербурге, одним из условий конкурса было участие архитектурных консорциумов, состоящих из архитекторов Петербурга и Европы. Победил проект бюро `Евгений Герасимов и партнеры` и NPS Tchoban Voss. В жюри конкурса входили г-жа Матвиенко, президент ВТБ А. Костин, а также архитекторы.



Что день грядущий нам готовит



В начале прошлого года в Смольном состоялось торжественное объявление о начале международного архитектурного конкурса на разработку концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта Пулково и прилегающей коммерческой площади.

Строительство объединенного терминала для обслуживания внутренних и международных рейсов предусмотрено генеральным планом развития аэропорта. В конкурсе участвовали: бюро `Земцов, Кондиайн и партнеры` (Россия), GMP (Германия), SOM (США) и Grimshaw Architects (Великобритания). 13 сентября жюри был объявлен победитель конкурса. Им стало британское архитектурное бюро Grimshaw Architects.

Компания предложила функциональную внутреннюю планировку терминала и оригинальный дизайн с использованием множества элементов классической петербургской архитектуры. На территории перед новым терминалом будет построен аэропорт-сити, состоящий из офисных и деловых цент-ров, торговых комплексов, гостиниц и отелей. Внутри терминала коммерческие площади будут также значительно расширены.

В нынешнем году Международный архитектурный конкурс на разработку концепции нового пассажир-ского терминала ОАО `Аэропорт `Пулково` и прилегающей коммерческой площади получил профессиональную премию в области архитектуры ARX Awards 2007 в номинации `Лучший архитектурный конкурс-тендер`.

В мае корпорация `Главстрой` объявила о старте международного архитектурного конкурса по проекту нового жилого района `Юнтолово`. На территории микрорайона планируют строительство различных типов жилья и инфраструктуры. Итоги конкурса будут подведены в начале июля.

Это уже второе состязание архитектурных бюро разных стран в Юнтолово. Но если целью первого конкурса был выбор лучшего мастер-плана территории, то теперь европейские зодчие на примере одного из кварталов представят свое видение архитектурного облика нового городского района.

`Главными критериями отбора были наличие уже построенных по проектам бюро и заселенных жилых кварталов, понимание архитекторами концепции массовой низкоэтажной (до 4-х этажей) застройки эконом-класса и учет при проектировании зеленых зон, ведь район разместится рядом с Юнтоловским заказником`, - отметил архитектор `Главстроя` Андрей Мушта.

К конкурсу допущены шесть архитекторов. Это Architectural Devices из Швейцарии, Krier Kohl Gesellschaft von Architekten mbH из Германии, Cino Zucchi из Италии, Dick van Gameren Architecten и Claus en Kaan Architecten Amsterdam из Нидерландов, PRP из Англии.

Г-н Мушта уверил, что победителей не будет - определят лауреата, но поскольку в зоне застройки окажется 50 кварталов, каждая архитектурная мастерская может получить право на разработку проекта.



Что важно для архитектурного конкурса?



Интересная, но абстрактная тема - 30%

Тема должна быть `реальным проектом` - 47%

Известное жюри - 2%

Быстрые сроки проведения (месяц)- 1%

Растянутые сроки (больше месяца)- 2%

Легкие требования к подаче материала - 7%

Жесткие требования и большой объем подачи - 2%

Наличие вступительного взноса - 1%

Либо его отсутствие - 3%

Главное - это хороший приз - 4%

Не знаю - 1%



Мнения специалистов



Никита Явейн,

архитектор, руководитель архитектурной мастерской `Студия 44`:

- Архитектурных конкурсов у нас практически не проводится. Можно назвать один, более или менее соответствовавший международным нормам, - вторая сцена Мариинки. Все остальные были скорее тендеры, чем архитектурные конкурсы. Это инвестиционные конкурсы, которые сопровождаются не серьезными проектами, а картинками, не обязательными к исполнению. Фактически мы имеем дело с выбором инвестора или застройщика.

Во что только не превращаются конкурсы: и в пиар-акцию, и в способ освоить деньги, и в прикрытие уже свершенного выбора, и в оправдание каких-либо нелегитимных намерений. В этих спектаклях архитектура выступает `на подтанцовках`, дискредитируя само понятие конкурса. В той или иной мере так было с Новой Голландией, стадионом, Апраксиным двором. Мы наблюдали выбор инвестора, аранжированный неким изобразительным материалом.

У настоящего архитектурного конкурса есть правила, которые явно не вписываются в нашу практику. Сама идеология их проведения иная. У нас победителя выбирает заказчик. На Западе он делегирует это право профессионалам, а сам наблюдает со стороны, не оказывая на них давления. Если бы так происходило у нас, думаю, результаты были бы иными.



Олег Харченко,

президент архитектурно-консалтинговой компании `Урбис`:

- Когда я был главным архитектором города, `не было никаких закрытых конкурсов`, проходивших параллельно и в ущерб открытым. Имея опыт участия в жюри нескольких десятков архитектурных конкурсов, я никогда не вел никаких закулисных игр. Интрига всегда существует, но еще недавно организаторы и участники конкурсов соблюдали правила и этические нормы.

Раньше при проведении конкурсов главными были поиск чистоты архитектурной формы, оценка проекта по соответствию исторической традиции. Сегодня с приходом в регион очень больших денег архитектурные конкурсы проводят по смешанной конфигурации. Взять, например, тот же проект реконструкции Новой Голландии. Здесь архитекторы вынуждены были подстраиваться под различные интересы инвестора и заказчика, которые с самого начала действовали врозь.



Йоханнесс Товатт,

архитектор, глава архитектурного бюро Tovatt Architects and Planners:

-Конкурс для архитектора - важный инструмент . Ведь только в процессе конкуренции рождаются лучшие проекты. Соревнование стимулирует творческий потенциал. Девелоперы же при разработке и реализации проекта должны учитывать все, в том числе и `человеческий фактор`. То, как девелопер смотрит на архитектурный проект и его результаты, напрямую влияет на его дальнейшее воплощение. В России все стремятся к крупномасштабному девелопменту. А реализацию крупных проектов можно сравнить с музыкой. Есть дирижер, и этого достаточно, чтобы оркестр хорошо сыграл любое произведение самых именитых композиторов.



Святослав Гайкович,

заслуженный архитектор России, генеральный директор ООО `Архитектурное бюро `Студия 17`:

- Архитектурный конкурс - это способ выжать из зодчих продукцию высочайшего качества за фантастически малый срок и относительно небольшие деньги. Дополнительные затраты на организацию и проведение конкурса окупаются сторицей прежде всего за счет многовариативности полученного заказчиком продукта. В идеале конкурс должен быть выгоден не только инвестору, но и обществу в целом, так как позволяет наглядно и обоснованно выбрать направление и избежать принципиальных градостроительных ошибок. Инвесторам необходимо ориентироваться в основах конкурсного законодательства, хотя бы различать функции заказчика и организатора конкурса.



По материалам III ежегодной конференции

`Девелоперы в поисках новых архитектурных форм`, организованной ГУД и ИИЦ `Недвижимость Петербурга`





Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru