Инвестициям на форуме были посвящены сразу несколько `круглых столов`, на которых обсуждалось, как повысить инвестиционную активность предпринимательства, какие виды иностранных капиталовложений полезны российскому рынку, а какие могут его, наоборот, дестабилизировать. Оживленные диалоги велись вокруг животрепещущей темы бюджетного пирога и госинвестфондов.
И наконец: какова роль инвестиций в диверсификации российской экономики.
Напомним: еще совсем недавно предприниматели хором твердили о необходимости усиления госполитики в сфере инвестиций в производство, искренне полагая, что это создаст им льготные условия для дальнейшего развития.
И вот теперь на форуме ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев высказал мнение значительной части предпринимателей из самых разных субъектов РФ: участие государства в российской экономике стало избыточным. Оно превращается в тормоз. Госкорпорации не кидают спасательный круг малому и среднему бизнесу, а, наоборот, помогают утонуть небольшим предприятиям, которые до их появления еще как-то держались на плаву. В ближайшее время доля госкорпораций в ВВП России может увеличиться до 60%.
По определению государство устанавливает правила игры для бизнеса. А если оно еще и играет на поле предпринимательства, то арбитр всегда судит в пользу государства. Равного доступа к инфраструктуре для частных компаний и государственных структур ожидать не приходится.
Почти к столь же неутешительному выводу пришли и в Федеральной антимонопольной службе, проведя недавно анализ уровня конкурентной среды в РФ. Самыми злостными нарушителями антимонопольного законодательства являются органы власти и пригретые ими госкомпании. Рекомендация в итоге - ограничить вмешательство госкорпораций в те сегменты, в которых пустил корни малый и средний бизнес.
Как такое предполагается реализовать на практике, не совсем понятно. Очевидно, что первым шагом в столь деликатном деле станет вывод чиновников из советов директоров крупных корпораций. Правда, прекратят ли чиновники после этого лоббировать их интересы, плодя такие ведомственные документы, которые обрезают поле для заработков малому и среднему бизнесу?
На этот вопрос пока нет ответа. Скорее всего, по данному поводу придется подтягивать гайки через борьбу с коррупцией. Многие эксперты полагают, что коррупция и избыточное участие государства в экономике взаимосвязаны. И то и другое - скрытые налоги на экономику, мешающие ее эффективному развитию.
`Акулы` обиделись и показали зубы
Представители государственных `монстров` категорически не согласны с тем, что их выставляют душителями малого и среднего бизнеса. Например, гендиректор ГК `Российская корпорация нанотехнологий` Леонид Меламед поведал на форуме о том, что его корпорация `Роснанотех` получила более 450 заявок на финансирование проектов с общей суммой более 300 млрд руб.
По данным корпорации, большинство претендентов на партнерство - из Москвы и Петербурга. Правда, основная часть из них предполагает обеспечение НИОКР и только 27% из общего числа заявок предусматривают создание производства.
Основной объем обращений связан с электроникой (15%), медициной и энергетикой (по 10%), машиностроением (9%). Подобное взаимодействие как раз и можно считать поддержкой малых и средних предпринимателей. Корпорации не смогут прожить без аутсорсинга и кооперации с ними.
Однако эти процессы будут развиваться по мере наращивания оборотов госкорпораций. В период становления они неизбежно постараются подмять под себя все, что пойдет китам и акулам на пользу. В дальнейшем поглощения должны принять более лояльный характер. Кроме того, совершенствование корпоративного управления и забота о снижении издержек заставят госкорпорации выпускать на свободу непрофильные активы. А это, по сути, расширит конкурентную среду.
А в Минфине РФ заступились за госинвестфонды. Министр финансов РФ Алексей Кудрин сказал, что ранее в США и Германии ввели ограничения на инвестирование из госфондов как раз затем, чтобы не вставлять палки в колеса малому и среднему бизнесу, которому к этим кормушкам не пробиться. Однако нынешний финансовый кризис заставил отступить от этих правил.
Теперь не вредно и переводить капиталы за рубеж - в тот же Сингапур или Дубаи. Главное, чтобы оттуда пришли обратно на национальный рынок более дешевые товары, это может подтолкнуть национальные компании к инновациям.
В заключение А. Кудрин сослался на президента Франции Николя Саркози, который заявил, что не намерен запрещать крупные вложения в национальные фонды. Политическая ангажированность таких инвестиций преувеличена.
Какие инвестиции России не нужны
Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович поразил присутствующих тем, что заявил о вреде, который способны нанести некоторые виды иностранных инвестиций. Оказывается, уже известны случаи, когда инвестиции послужили не развитию купленной компании, а ограничению ее деятельности.
Самый безобидный вариант - переориентация сбыта на зарубежных рынках, чтобы убрать конкурентов с подконтрольных покупателю зон реализации товаров. Еще больший вред наносили решения о перепрофилировании перспективных для российских компаний видов деятельности.
Отечественные предприятия недополучали прибыль, уходили в другие ниши, а конкуренты преспокойно развивались и богатели. Кроме того, обнаружилось, что западные инвесторы внедряли на российском рынке технологии вчерашнего дня, которые отбрасывали его на шаг назад. Таким инвестициям решено поставить заслон.
При этом в Правительстве РФ собираются расширить спектр инвестиций с привлечением иностранного капитала. В частности, поощрят партнерство с международными финансовыми институтами в сфере развития инфраструктуры.
В этом плане достигнуто взаимопонимание с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который заинтересован в реализации инфраструктурных проектов в России. Его президент Жан Лемьер обосновал свою позицию тем, что такие инвестиции обусловлены высокими темпами роста частного сектора, который проходит стадию вертикальной интеграции и расширяет свое влияние на рынке.
Ж. Лемьер посоветовал не выделять слишком много гарантий под инфраструктурные проекты, перера-спределяя бюджетные средства на социальные нужды. Такие гарантии способны обеспечить такие финансовые институты, как ЕБРР.
Кроме того, отказ от излишней государственной опеки заставляет госкорпорации и финансово-промышленные группы эффективнее использовать свои активы и направлять за счет этого дополнительную прибыль на развитие.
За примерами недалеко ходить: реформирование РАО `ЕЭС России` с продажей части активов инвесторам, выход на IPO ОАО `РЖД`, выпуск вереницей крупных предприятий облигационных займов, реализация петербургским `Водоканалом` программы государственно-частного партнерства...
Впрочем, ряд мировых экспертов, наоборот, рекомендует вкладывать слишком много бюджетных средств в инфраструктуру. Скажем, такой совет дал на форуме исполнительный вице-президент Международной финансовой корпорации (IFC) Ларс Танелл. В Китае и Индии именно вложение госсредств в инфраструктуру позволило этим странам создать плацдарм для интенсификации развития национальной экономики.
Только цифры
Более $1 трлн - такова потребность РФ в ближайшие 10 лет в инвестициях в инфраструктуру. Хотя Россия продемонстрировала устойчивый рост, в дальнейшем он будет сдерживаться из-за неразвитости инфраструктуры.
|