Варандей. Край земли. Два месяца в году холодно, десять - очень холодно. Южный берег Баренцева моря. Именно здесь расположены одни из крупнейших российских месторождений нефти и газа. Природа, словно в насмешку людям, устроила свою кладовую за Полярным кругом.
Полезные ископаемые добывают вахтовым методом. Кому-то нравится ежедневно на протяжении месяца-двух окунаться в природную экзотику. Кто-то приходит в восторг от хороших заработков. Но вне зависимости от погоды, времени года и настроения здесь каждый занимается своим делом. Одни качают `черное золото`, другие его перевозят, третьи обеспечивают нормальный быт. В этих же условиях несут свою службу и таможенники.
Очевидно, мало кто представляет, с какими перипетиями связана на месторождениях работа таможенника. Что кроется за газетными строчками `Нефть Варандея идет на экспорт` или `Всего с Варандея, Колгуева и месторождений Обской губы танкерами только Мурманского пароходства вывезено в 2006 году рекордное количество нефти и нефтепродуктов - свыше миллиона тонн. Наличие мощных ледоколов позволяет осуществлять ее транспортировку практически круглый год`.
Добраться до морских терминалов на Варандее и на острове Колгуев, где загружаются и проходят таможенное оформление танкеры, - уже само по себе приключение. Можно самолетом или вертолетом, если позволяет погода. Можно морем, если не закончилась навигация и нет штормов.
Кроме того, таможенное оформление на Колгуеве возможно только в период навигации. В зимний период танкерам пробиться сквозь льды не могут помочь даже ледоколы.
У таможенного инспектора есть два пути попадания на борт танкера. Либо он вылетает в Мурманск для встречи танкера, идущего из-за границы. Затем уже на нем следует к месту загрузки. Либо - `таможенная вахта` в поселке на берегу.
Только при таких условиях можно `держать руку на пульсе` участника внешнеэкономической деятельности, осуществляя таможенный контроль на всех этапах от пересечения танкером границы до проводов его в обратный путь.
Нефть поступает с месторождений в береговой резервуарный парк, а затем - по подводному дюкеру к
арктическому подводному перегрузочному комплексу. Подходить к точке дюкера капитан танкера может только с разрешения таможни. И тогда начинается для таможенника `экстрим`.
Танкер находится в 3-5 км от берега, и на него надо попасть. А чтобы вскарабкаться по обледенелому трапу незагруженного танкера на высоту трехэтажного дома, нужно обладать незаурядной физической подготовкой.
Досмотр загруженного танкера тоже дело не простое: тут надо знать, как `Отче наш`, современные автоматизированные системы нефтепогрузки. Что характерно: при взятии проб опытный таможенный инспектор может по запаху определить, с какой именно скважины оформляемая нефть.
И вот танкер загрузился нефтью, в декларации появился штамп `Выпуск разрешен`, и потяжелевшее на 20 тыс. тонн судно отправляется в обратный путь.
|