Госдума в первом чтении приняла законопроект, который наделяет Росфинмониторинг правом участвовать в процессе отзыва лицензий у банков, нарушивших закон об отмывании средств. Вокруг документа возникла острая дискуссия.
На Международном банковском конгрессе первый зампредседателя ЦБ РФ Геннадий Меликьян сообщил, что подготовлены поправки. Они позволят изменить роль финансовой разведки в этом процессе.
Законопроект предполагает расширение функций Росфинмониторинга: если ранее он только собирал информацию о сомнительных сделках, то теперь сможет направлять регулятору представление об отзыве лицензий.
По мнению авторов проекта, это устранит субъективизм при принятии решений о лишении лицензий у кредитных организаций, а также сделает процесс более понятным. Благие намерения депутатов не совсем разделяют в ЦБ.
Главный аргумент ЦБ против этого вмешательства заключается в том, что участие финансовой разведки удлинит срок отзыва. По словам Г. Меликьяна, как правило, банки, которые нарушают 115-ФЗ (`О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем...`), открываются именно для таких целей. Они используют оптимально время для совершения сомнительных операций.
ЦБ потратил немало усилий, чтобы срок от момента, когда банк попал под подозрение, до отзыва лицензии сократить. А теперь процедура с участием дополнительного звена может растянуться на 4-5 месяцев, подчеркнул первый зампред.
Так, получив представление, регулятор вправе обжаловать его в суде. Но сколько продлится разбирательство, неизвестно. Те, кто занимается преступной деятельностью, получат дополнительное время для извлечения доходов, сообщил
Г. Меликьян.
Между тем не все юристы ЦБ разделяют такую позицию, ссылаясь на решение Конституционного суда, где речь идет о том, что вмешательство в дела ЦБ любых органов власти, в том числе исполнительной (Росфинмониторинг к ним относится), недопустимо.
`Мы здесь заняли более либеральную позицию`, - сказал Г. Меликьян. На вопрос, в чем заключается суть поправки, первый зампред ответил уклончиво: `Росфинмониторинг должен участвовать в этой процедуре, но не столь однозначно`.
В какой-то мере участие Росфинмониторинга в процессе отзыва лицензий ЦБ даже устраивает. `Лишение лицензии - это ответственность. А так мы ее сможем разделить с финансовой разведкой под предлогом того, что она ходатайствовала об этом, пользуясь нашими данными`, - сообщил первый зампред. Поправку в законопроект ЦБ сформулировал в письме, которое отправил в Госдуму и в правительство.
Стоит отметить, что некоторые банки поддерживают законопроект. Речь идет о тех, которые признают излишний формализм ЦБ при отзыве лицензий за нарушения отмывочного закона. Тот факт, что в течение 2006-2007 гг. `за отмыв` отозваны лицензии у 104 банков, не может не насторожить.
Не устраивает сегодня и сам действующий 115-ФЗ. В частности, на МБК-17 депутат федерального парламента Анатолий Аксаков рассказал о готовящихся изменениях в `отмывочный закон`. По его словам, он снимет нагрузку на банки, например, предполагается отменить идентификацию физических лиц по небольшим платежам.
Правда, отметил депутат, еще не ясно, будет подготовлен специальный законопроект или внесены точечные поправки в 115-ФЗ. Существует проблема передачи информации в Росфинмониторинг по сделкам с недвижимостью, особенно для тех банков, у которых значительные объемы ипотечного кредитования.
Мнения специалистов
Михаил Сухов,
директор департамента лицензирования деятельности
и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ:
- Мы не против межведомственного взаимодействия. У Центрального банка есть практика таких отношений с налоговой службой по перечислению банками денег в бюджет. Потому мы сформулировали свои предложения в законопроект на основе существующих правовых апробированных конструкций, которые доказали эффективность за долгие годы. Будем рады услышать другие точки зрения по этому вопросу.
Андрей Пименов,
руководитель ККО `Городской ипотечный банк` в Петербурге:
- Проблема предоставления полномочий по отзыву лицензий Росфинмониторингу обсуждается уже давно. С одной стороны, по Закону `О банках и банковской деятельности` право отзыва лицензии принадлежит Центральному банку.
Но согласно Административному кодексу отзыв лицензии как мера ответственности может быть применена и Росфинмониторингом. Очевидно, что есть противоречие между двумя законодательными актами. Поэтому принятие поправок в закон позволит устранить противоречия и предоставит право всем субъектам действовать в рамках правового поля.
|