- Выбор специальности для образования - всегда очень непростая задача. И трудность ее объясняется, прежде всего, тем, что моменты выбора и выхода на рынок труда разделены между собой четырьмя-пятью, а иногда даже шестью, годами. А потому предугадать ситуацию, которая будет на рынке спустя несколько лет, объективно сложно.
Реальные механизмы подобного прогнозирования не выработаны в мире никем. Отсюда и трудность. Именно поэтому абитуриент зачастую ориентируется на популярные специальности. То есть те, которые, по его мнению, пользуются спросом, престижны, дают большую зарплату. Поэтому главное при выборе абитуриентом специальности - ориентация как раз на сегодняшнее состояние рынка труда. А поскольку объективных исследований в этом отношении немного и они, как правило, недоступны потребителю, то он вынужден ориентироваться на какие-то косвенные признаки ситуации на рынке труда.
Должен сказать, что плохо прогнозируют развитие ситуации на рынке труда и сами работодатели. В частности потому, что их это не очень сильно интересует. Плохо ориентируются и чиновники, которые по долгу службы должны это делать. Как правило, лучше всего ориентируются вузы, так как если они плохо угадают, что будет через 6 лет, у них упадет спрос на образовательные услуги. Они тоже поставлены в трудное положение, когда надо угадывать, кто потребуется через 5-6 лет. К тому же ходящие в обществе мифы, что какие-то специальности теперь очень популярны, тоже значительно влияют на процесс.
На мой взгляд, разновременность выбора профессии и ее получения как результата и является основной в том, что выпускники идут работать не по выбранной ранее специальности. Ведь оказалось, что сегодня рынок не требует столько инженеров-металлургов, сколько было нужно 6 лет назад. Одновременно произошел бурный рост доходов, например, в области управленческих и экономических специальностей, где шире диапазон возможностей. Поэтому, получив хорошее техническое образование, выпускник подчас идет аналитиком в банк или трейдером. Потому что там платят лучше...
Что с этим делать? Мне кажется, больше доверять вузам. Хотя у них тоже свой интерес: вузы готовы расширять набор на популярные специальности, потому что на них есть платежеспособный спрос. И поведение очень зависит от качества учебного заведения. Если оно живет только сегодняшним днем, то также будет ориентироваться исключительно на приносящее доход и популярное сегодня.
Если же это в хорошем смысле престижное, элитное заведение, если у него есть `долгое дыхание`, тщательно разработанная и выверенная стратегия развития, то оно само кровно заинтересовано в работе на длительную перспективу. В качественной подготовке тех специалистов, которые будут востребованы рынком труда. Однако не нужно думать, что все произойдет легко: такая выверенная, ориентированная на спрос система складывается постепенно.
Думаю, что никакие усилия советов предпринимателей и чиновников быстро ситуацию не исправят. Впереди длинный и непростой путь, который у нас в стране сильно обостряется неравенством в оплате труда, социальным неравенством. Во всем мире работающие в финансовых учреждениях получают больше, но нигде преподаватели и врачи не зарабатывают так мало...
Григорий Канторович родился в 1948 году в Москве. В 1971 году с отличием окончил Московский физико-технический институт (факультет управления и прикладной математики). Там же в 1974 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1974-1991 гг. - старший научный сотрудник, заведующий сектором, отделом в НИИ. С 1992-го читает различные курсы лекций для студентов и преподавателей ВШЭ, Международного института экономики и финансов и МФТИ. В настоящее время - профессор, проректор ГУ-ВШЭ
|