Проблема качества подготовки выпускников россий-ских вузов стара как мир. Но когда пришел черед рыночных отношений, казалось, что соотношение спроса и предложения отрегулируется само собой, и если работодатель хочет получить квалифицированного инженера, то университеты автоматически увеличат объемы их подготовки. Прошло 15 лет, однако на деле все происходит совсем не так, как предполагалось...
В менеджеры - без очереди
По данным Росстата, за по-следние 15 лет объем приема в государственные и муниципальные вузы увеличился, по крайней мере, в 2,5 раза. В прошлом году только в них (не считая негосударственных вузов) было принято 1,384 млн человек. При этом по отраслям поток студентов распределяется крайне неравномерно. Если на факультеты, готовящие специалистов для производства, строительства, транспорта и сельского хозяйства, в среднем объем приема вырос вдвое, то на специализирующиеся в сфере экономики и права - почти в 6 раз.
Все больше переходя на коммерческие рельсы, высшие учебные заведения нередко готовят не тех, кто действительно нужен экономике, а тех, кто сполна платит за обучение. Термин `нерентабельно` вполне уверенно чувствует себя и в университетских стенах, отсекая `лишние`, не пользующиеся популярностью у абитуриентов специальности. Даже в том случае, когда заведомо известно, что выпускник вряд ли найдет работу. В то время как стране все больше нужны профессионалы в сфере реальной экономики, многие высшие учебные заведения продолжают штамповать специалистов гуманитарного и экономического направления, качество подготовки которых оставляет желать...
- Мы не можем указывать университетам, кого и в каком количестве им выпускать, - констатирует Владимир Рожков, руководитель Управления занятости населения Ленинградской области. - Они действуют на свое усмотрение, осуществляя подготовку по тем специальностям, которые наиболее выгодны с экономической точки зрения.
Определяет выгода
А выгоднее и удобнее вузу учить специалистов по праву, PR или экономике: для этого нужны всего лишь стол, стул и преподаватель. Чтобы обучать инженера, необходимо сложное оборудование, которое стоит больших денег. Которых всегда не хватает... По словам Натальи Лезуновой, директора Северо-Западного института печати СПГУТД, стоимость современной печатной машины Heidelberg составляет около $1 млн. Такое оборудование есть во многих типографских предприятиях страны, однако учебное заведение, ведущее для них подготовку специалистов, подобных затрат нести не может. Юлия Малевич, декан факультета экономики и управления на автотранспорте петербургского `ИНЖЭКОНА`, также уверена, что приобретать какое-либо дорогостоящее оборудование для диагностики машин вуз не может - нерентабельно... В результате часть работодателей, не надеясь найти понимание, пошла по пути создания собственных учебных центров и даже институтов: в России их насчитывают уже несколько десятков.
Трудный диалог
Несмотря на взаимные упреки и недоговоренности, система высшего образования и хозяева вакансий все-таки ищут пути решения проблемы нехватки персонала. В прошлом году, к примеру, Союз промышленников и предпринимателей Петербурга подписал соглашение с Советом ректоров вузов города о подготовке специалистов для некоторых отраслей экономики.
- Работодатели нередко жалуются на то, что вузы готовят не тех, кто им нужен, а качество обучения не соответствует их требованиям, - комментирует Владимир Васильев, председатель Совета ректоров вузов города на Неве. - Однако при этом и сотрудничать не очень хотят, заявляя, что и так платят налоги государству для того, чтобы оно обучало хороших специалистов.
И в этом он недалек от истины. Исполнительный директор ЗАО `Аларм-моторс` Леонид Миневич, к примеру, уверен, что заплаченные государству в виде налогов в прошлом году $3 млн вполне могут, среди прочего, стать хорошей основой для подготовки специалистов нужного компании качества в профильных учебных заведениях. Тем более что диалог складывается не всегда удачно. Почему?
Дело в том, что нередко отношения заходят в тупик из-за пресловутого человеческого фактора. Под лежачий камень вода не течет. И если с обеих сторон инициативы нет, то трудно ожидать каких-либо существенных перемен, хотя в действительности и примеры очень удачного сотрудничества, и разные его формы есть. Причем законодателями мод в этом отношении стали западные компании. В первую очередь - участники `большой четверки` (Deloitte&Touche, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers и KPMG), а также международные IT-компании (Motorola и другие). Именно они ищут своих будущих специалистов, начиная со школьной скамьи. Или, на худой конец, на первых курсах университета. И денег на это не жалеют.
- Даже самый технически оснащенный и имеющий современные методики вуз не может гарантировать абсолютное качество подготовки выпускников, - констатирует начальник сектора модернизации образования Комитета по образованию правительства Петербурга Леонид Илюшин. - Если студент стремится к знаниям, он своего добьется и будет работать по специальности. Если такого желания нет - насильно превратить в профессионала вряд ли получится.
|