Совместное заявление, которое и стало началом процедуры введения единообразия в европейской системе образования, подписано еще в 1999 году. Тогда правительства 29 стран объявили о намерении дать старт масштабной реформе национальных систем обучения, результаты которой ожидаются после 2010 года.
Россия присоединилась к этому соглашению в сентябре 2003-го, за полгода до вхождения в должность министра образования и науки Андрея Фурсенко. И именно на его плечи легла ответственность за адаптацию нашей системы обучения под международные нормы. Чтобы дипломы наших вузов стали котироваться в мире, в течение 2008-2009 гг. система образования должна стать многоуровневой и готовить специалистов самого высокого качества.
И все было бы замечательно, если б и в министерстве, и в экономике в целом знали, сколько и каких работников нужно. Пока же все действия на рынке труда и образования напоминают ловлю черной кошки в темной комнате. В Минобрнауки, к примеру, готовы выработать прогноз подготовки требующегося стране числа тех или иных специалистов только к 2015 году. Подчерк-нем - прогноз. В соответствии с ним и собираются увеличить прием в вузы, где ведут подготовку студентов для здравоохранения, строительства и приборостроения, одновременно сократив его по ряду гуманитарных направлений. А что же будет в ближайшие 7 лет?
В министерской программе реформирования науки и образования есть и другие недостатки. Один из главных - серьезное наращивание объемов финансирования планируют, опять-таки, с 2015 года. По оценкам аналитиков, для того чтобы российская образовательная система развивалась и соответствовала международным требованиям, ежегодно в нее нужно вкладывать до 500 млрд рублей, что составляет 4,5-4,7% ВВП.
В рамках новой программы планируют увеличить расход только до 4,1% ВВП, что примерно в полтора раза меньше, чем уже сейчас вкладывают в эту сферу страны Запада. Входя в Болонский процесс, как бы не оказаться на мели...
|