Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Как сохранить коммерческую тайну - ЭиВ N 19 (703)
КАДРЫ
Как сохранить коммерческую тайну
No. 19 (703) 02.06.2008
Владимир СЕРГАЧЕВ
Для этого скорее годится пряник, чем кнут
С проблемой `выноса информации` работодатели сталкиваются все чаще и чаще. Корпоративные секреты и ноу-хау нередко становятся легкой добычей конкурентов `благодаря` сотрудникам, которые трудятся или уходят из компании. Как сделать так, чтобы при увольнении работник получил только то, что ему причитается в соответствии с законом, и ни килобайтом больше?



Буква закона



По новому закону `О коммерческой тайне`, в случае нарушения выбывшим работником своих обязательств по неразглашению информации, компания, теоретически, вправе требовать от него возмещения причиненных убытков. На практике размер реального ущерба сложно подсчитать и доказать в суде. Но даже если это удастся, то еще не факт, что средства удастся получить. Поэтому пока единственно верный законный путь сохранения `секретов фирмы` - соблюдение превентивных мер защиты информации.

Как это делают? В принципе, можно заключить трудовой договор и зафиксировать в нем специальный режим найма, работы и увольнения в соответствии со спецификой деятельности предприятия. В частности, стоит оговорить режим использования служебного почтового адреса и ресурсов внутренней сети и Интернета в целом.

Более действенный метод защиты информации - за-ключение между предприятием и сотрудником `Соглашения о неразглашении сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну`, которое определяет ответственность стороны, совершившей раскрытие информации, а также порядок исчисления причиненного ущерба. В нем желательно указать не только общие положения, но и размер материальной ответственности, а также срок действия соглашения.



Как защищают тайну



Есть мнение, что самая надежная гарантия сохранности секретов - деньги. Большинство компаний платят большие бонусы увольняющимся сотрудникам именно для того и с тем условием, чтобы они не передавали их коммерческие тайны конкурентам. Если же такой возможности у фирмы нет, то приходится прибегать к более дешевым способам.

Например - к применению мер устрашения. Попросите сотрудников подписать соглашение о неразглашении тайны при приеме на работу и увольнении. Психологически это действует очень хорошо: большинство людей боятся нарушать подписанные договоренности. Важно, чтобы в документе был оговорен конкретный срок хранения секрета. В некоторых фирмах доходит и до использования детектора лжи. Главное - не перегнуть палку.

Можно дробить секретную информацию на модули и доверять их разным лицам. Отслеживать взаимоотношения в коллективе, чтобы избежать появления обиженных сотрудников: именно они могут выдать секреты `назло` или из принципиальных соображений. Делайте достоянием общественности все факты разглашения коммерческой тайны бывшими сотрудниками (как внутри компании, так и на внешнем рынке). И не забывайте проводить мероприятия, повышающие лояльность работников.



Западный опыт



В продвинутых в этом отношении компаниях при увольнении сотруднику стараются создать максимально комфортную атмосферу. Подробно обсуждают причину увольнения, приглашают человека, изъявившего желание покинуть фирму для беседы к ее первому лицу. Предлагают откровенно рассказать, о том, что ему не нравилось на предприятии.

Этот метод очень хорошо действует, потому что человек чувствует свою значимость. Если сотрудник занимал ключевой пост и обладал очень ценной информацией, ему могут предложить остаться в компании на должности консультанта или стать одним из акционеров. Но это только одна сторона медали.

Все прекрасно понимают, что работодатель должен не только `уговорить` бывшего сотрудника, но и принять реальные меры по защите своих тайн. В противном случае `болтливый` специалист сможет доказать в суде, что никаких мер безопасности не предпринималось, что серьезно снизит его персональную ответственность. Учитывая это, многие компании действуют методами убеждения и предупреждения. В их основе лежат 3 документа, к которым и сами служащие, и руководство относится со всей серьезностью.

Если человек, имеющий доступ к каким-либо секретам компании, решил ее покинуть, то вместе с заявлением об увольнении он подписывает бумагу, подтверждающую его намерение хранить коммерческую тайну компании. Работодатель же отправляет 2 официальных письма. Первое - бывшему служащему, предупреждая об ответственности за разглашение доверенных ему секретов. Второе, если это возможно, - новому нанимателю уволившегося. Удивительно, но этот метод работает, и, если бывший сотрудник компании не являлся профессиональным шпионом, он, как правило, надежно хранит секреты.



5 способов защиты информации:



1. При приеме на работу подписывать с работниками соглашение о неразглашении коммерческой тайны компании.

2. Не доверять секретную информацию одному лицу.

3. Контролировать атмосферу в коллективе, чтобы знать о появлении обиженных сотрудников, способных действовать `назло`.

4. Проводить мероприятия, повышающие лояльность работников.

5. Платить бонусы увольняющимся работникам.



Кстати



По данным комиссии конгресса США по международной торговле, американские компании ежегодно теряют более $70 млрд из-за недобросовестной конкуренции иностранных фирм.

При этом в 43% случаев утечка информации происходит в результате подкупа, шантажа, переманивания сотрудников фирмы и внедрения агентов, а в 24% случаев коммерческую тайну предприятия добровольно и даже непреднамеренно выдают сами ее сотрудники.

Другие материалы рубрики
КАДРЫ
28.02.19Мир без чиновников
Цифровизация стремительно меняет наш мир. Пока мы растерянно оглядываемся по сторонам, привычные вещи уходят: вместо таксопарков — Uber, вместо телевидения — Youtube, искусственный интеллект заменяет юристов и банковских клерков. Совсем скоро IT-мельница перемелет и непоколебимый класс чиновников. Неготовых и неспособных меняться управленцев ждет обочина цифрового мира.
29.12.08Не по доходам потребности
29.12.08Кризисный оптимизм
Набор антикризисных мер, который выбирает фирма, зависит от многих факторов
29.12.08Без паники и политиканства
Не скрывать правду и объединить усилия в борьбе с кризисом предлагают властям псковские бизнесмены
29.12.08Арьергард для фаворитов
Строительная сфера одна из первых приняла на себя основной удар финансового кризиса
22.12.08Все спишется на кризис?

В Новгородской области прошло первое заседание комиссии по анализу
22.12.08Вакансий стало меньше
Но поводов для паники нет
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru