С проблемой `выноса информации` работодатели сталкиваются все чаще и чаще. Корпоративные секреты и ноу-хау нередко становятся легкой добычей конкурентов `благодаря` сотрудникам, которые трудятся или уходят из компании. Как сделать так, чтобы при увольнении работник получил только то, что ему причитается в соответствии с законом, и ни килобайтом больше?
Буква закона
По новому закону `О коммерческой тайне`, в случае нарушения выбывшим работником своих обязательств по неразглашению информации, компания, теоретически, вправе требовать от него возмещения причиненных убытков. На практике размер реального ущерба сложно подсчитать и доказать в суде. Но даже если это удастся, то еще не факт, что средства удастся получить. Поэтому пока единственно верный законный путь сохранения `секретов фирмы` - соблюдение превентивных мер защиты информации.
Как это делают? В принципе, можно заключить трудовой договор и зафиксировать в нем специальный режим найма, работы и увольнения в соответствии со спецификой деятельности предприятия. В частности, стоит оговорить режим использования служебного почтового адреса и ресурсов внутренней сети и Интернета в целом.
Более действенный метод защиты информации - за-ключение между предприятием и сотрудником `Соглашения о неразглашении сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну`, которое определяет ответственность стороны, совершившей раскрытие информации, а также порядок исчисления причиненного ущерба. В нем желательно указать не только общие положения, но и размер материальной ответственности, а также срок действия соглашения.
Как защищают тайну
Есть мнение, что самая надежная гарантия сохранности секретов - деньги. Большинство компаний платят большие бонусы увольняющимся сотрудникам именно для того и с тем условием, чтобы они не передавали их коммерческие тайны конкурентам. Если же такой возможности у фирмы нет, то приходится прибегать к более дешевым способам.
Например - к применению мер устрашения. Попросите сотрудников подписать соглашение о неразглашении тайны при приеме на работу и увольнении. Психологически это действует очень хорошо: большинство людей боятся нарушать подписанные договоренности. Важно, чтобы в документе был оговорен конкретный срок хранения секрета. В некоторых фирмах доходит и до использования детектора лжи. Главное - не перегнуть палку.
Можно дробить секретную информацию на модули и доверять их разным лицам. Отслеживать взаимоотношения в коллективе, чтобы избежать появления обиженных сотрудников: именно они могут выдать секреты `назло` или из принципиальных соображений. Делайте достоянием общественности все факты разглашения коммерческой тайны бывшими сотрудниками (как внутри компании, так и на внешнем рынке). И не забывайте проводить мероприятия, повышающие лояльность работников.
Западный опыт
В продвинутых в этом отношении компаниях при увольнении сотруднику стараются создать максимально комфортную атмосферу. Подробно обсуждают причину увольнения, приглашают человека, изъявившего желание покинуть фирму для беседы к ее первому лицу. Предлагают откровенно рассказать, о том, что ему не нравилось на предприятии.
Этот метод очень хорошо действует, потому что человек чувствует свою значимость. Если сотрудник занимал ключевой пост и обладал очень ценной информацией, ему могут предложить остаться в компании на должности консультанта или стать одним из акционеров. Но это только одна сторона медали.
Все прекрасно понимают, что работодатель должен не только `уговорить` бывшего сотрудника, но и принять реальные меры по защите своих тайн. В противном случае `болтливый` специалист сможет доказать в суде, что никаких мер безопасности не предпринималось, что серьезно снизит его персональную ответственность. Учитывая это, многие компании действуют методами убеждения и предупреждения. В их основе лежат 3 документа, к которым и сами служащие, и руководство относится со всей серьезностью.
Если человек, имеющий доступ к каким-либо секретам компании, решил ее покинуть, то вместе с заявлением об увольнении он подписывает бумагу, подтверждающую его намерение хранить коммерческую тайну компании. Работодатель же отправляет 2 официальных письма. Первое - бывшему служащему, предупреждая об ответственности за разглашение доверенных ему секретов. Второе, если это возможно, - новому нанимателю уволившегося. Удивительно, но этот метод работает, и, если бывший сотрудник компании не являлся профессиональным шпионом, он, как правило, надежно хранит секреты.
5 способов защиты информации:
1. При приеме на работу подписывать с работниками соглашение о неразглашении коммерческой тайны компании.
2. Не доверять секретную информацию одному лицу.
3. Контролировать атмосферу в коллективе, чтобы знать о появлении обиженных сотрудников, способных действовать `назло`.
4. Проводить мероприятия, повышающие лояльность работников.
5. Платить бонусы увольняющимся работникам.
Кстати
По данным комиссии конгресса США по международной торговле, американские компании ежегодно теряют более $70 млрд из-за недобросовестной конкуренции иностранных фирм.
При этом в 43% случаев утечка информации происходит в результате подкупа, шантажа, переманивания сотрудников фирмы и внедрения агентов, а в 24% случаев коммерческую тайну предприятия добровольно и даже непреднамеренно выдают сами ее сотрудники.
|