Практика подтверждает выводы, сделанные в предыдущем обзоре (`ЭВ` N 16 (700) от 12.05.2008): российский рынок продолжает устанавливать рекорды по продажам новых автомобилей. Следом растут и объемы сделок автолизинга
За 5 лет прирост общего объема финансирования по договорам автолизинга составил 81,7%. В 2007-м стоимость всех новых договоров лизинга, по одним источникам, оценивалась в $32,85 млрд, по другим данным - в $39 млрд. Иными словами, доля лизинга превысила 3% от ВВП РФ. При этом доля лизинга автотранспорта составила 23-25% от всех лизинговых сделок.
Быстрее всего растет лизинг грузовиков, на втором месте - легковые автомобили, на третьем - спецтехника. На рынке автолизинга - множество лизинговых программ, которые можно разделить на три группы: одни предназначены крупным, вторые - средним и третьи - малым предприятиям.
Основную долю составляет финансовый лизинг. Менее популярен, в отличие от Запада, оперативный лизинг. Однако, как полагают специалисты, по мере развития качества лизинговых услуг оперативный лизинг будет набирать обороты.
Комплексный сервис
Пока у российских корпоративных клиентов еще нет привычки к аутсорсингу транспортных услуг. И им психологически сложно полностью довериться сервисам лизинговых компаний. Ведь оперативный лизинг во многом схож с арендой автомобилей. С другой стороны, лизинговые компании далеко не всегда готовы обеспечить все условия для такой сложной сделки, какой является оперативный лизинг.
В этом смысле интересен опыт `Глобус-Лизинга, который развивает лизинг корпоративного транспорта с внешним управлением парком, а также компании `Премьер-Лизинг` с его системой абонентского обслуживания.
На Северо-Западе проявляются аналогичные тенденции. Основной объем заказов лизинговых портфелей пополняется за счет среднего бизнеса, где начинают оптимизировать расходы. В этом как раз и помогает лизинг. В частности, можно экономить на страховании. При кредите придется страховаться по полной программе. При лизинге есть варианты минимизации издержек. Например, за счет создания ремонтного страхового фонда на самих предприятиях.
В лизинговых компаниях активно развивают партнерство с автопроизводителями. При этом лизингополучатель может досрочно вернуть машину лизингодателю, чтобы та, в свою очередь, продала ее с дисконтом поставщику и взамен предоставила клиенту новый автомобиль. Это практикуется, например, в компаниях `Интерлизинг` и `ФБ-Лизинг`.
Появляются специальные лизинговые программы, `заточенные` под конкретную марку автомобиля. В частности, такой продукт недавно стали предлагать в ЗАО ФК `Балтинвест` совместно с `Автоцентром `СТК`.
Шаги навстречу клиентам
Конкуренция заставляет лизинговые компании предоставлять все более выгодные договорные условия. Низкими ставками, в частности, стремятся привлечь предпринимателей в компаниях `Carcade лизинг` и `ПЛ-Лизинг`. Гибкие варианты выплат предусмотрены программами Europlan и `Стоун XXI`.
Целый ряд компаний стремится убедить клиентов, что способен принимать решения по стандартным сделкам едва ли не молниеносно за счет развития скоринговых моделей оценки финансового риска.
Теоретически физлицам приобрести автомобиль в лизинг нельзя. Но есть способы `персонифицировать` такую сделку. Иными словами, привязать процедуру приобретения коммерческого транспорта к определенному сотруднику с таким расчетом, чтобы он впоследствии был передан ему в собственность.
Среди самых крупных автолизинговых сделок можно назвать контракт с холдинговой компанией `Совтрансавто`, которая обслуживает `ТрансКредитБанк`. Об этом было объявлено в ходе проведения Международного транспортного форума `Транспорт России - 2008` (г. Сочи), организатором которого выступило Министерство транспорта РФ.
Необычным является то, что лизинговые услуги оказываются в пакете предоставляемых банком услуг, который включает также и кредиты. Ведь речь идет о финансировании проектов компании по обновлению и модернизации не только автопарка, но сопутствующих ему объектов инфраструктуры (к ним относятся дочерние автопредприятия, автосервисы и транспортно-логистические комплексы).
`Совтрансавто` - крупнейший лизингополучатель по программе `Минтранс - MAN`, в рамках которой - приобретение свыше 500 автопоездов для дальних маршрутов.
В 2008 году следует ожидать дальнейшее смягчение условий предоставления лизинговых контрактов. Они, скорее всего, коснутся увеличения сроков договора для дорогостоящей автотехники и совершенствования схем ее приобретения. Иные условия программ скорее всего останутся практически без изменений.
В дебрях законодательства
Одним из самых недооцененных считается тот сегмент бизнеса, в котором зачет и возмещение налога на добавленную стоимость предусмотрены из бюджета. Законодательство РФ создает в этом плане проблемы: налог на добавленную стоимость уплачивается сразу при покупке, а НДС, получаемый в составе лизинговых платежей, распределен на весь срок сделки, что не позволяет достаточно быстро вернуть ту сумму НДС, которая была уплачена при приобретении предмета лизинга.
В российском законодательстве предусмотрен механизм его возврата из бюджета, но не во всех регионах он работает достаточно оперативно. Бывает, лизинговым компаниям приходится добиваться возвращения налога через суд.
Сделки по возвратному лизингу, в которых происходит совмещение лизингополучателя и продавца в одном лице, налоговые органы по законам РФ имеют право квалифицировать как фиктивные. И это, опять-таки, приводит порой к судебным разбирательствам компаний с лизингодателями.
Особенно когда клиентами у них выступают операторы с государственным капиталом. Это заставляет лизингодателей подходить к подобным сделкам с особой тщательностью и скрупулезностью.
Кроме того, им приходится вести нудные переговоры с самими клиентами, объясняя, что налоговых льгот, присущих финансовому лизингу и основанных на
ускоренной амортизации, при оперативном лизинге они не получат.
Таковы особенности российских законов, регламентирующие порядок выкупной стоимости предмета лизинга.
Некоторые лизинговые компании в угоду клиентам пытаются их обойти, но в таком случае возникает риск `непонимания` таких процедур со стороны налоговых органов.
Мнения специалистов
Алексей Смирнов,
финансовый директор компании CARCADE Лизинг:
- Лизинг обычно доступнее и выгоднее, чем кредит. И многие предприятия при обновлении корпоративных автопарков выбирают именно лизинговую схему. Главными преимуществами лизинга являются оптимизация налогообложения компании и ускоренная амортизация предмета лизинга. Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость, в результате компания экономит значительные суммы при уплате в бюджет налога на прибыль. Лизинг позволяет использовать законную схему налоговой оптимизации за счет механизма ускоренной амортизации. По истечении срока действия договора лизинга автомобиль отражается на балансе либо по минимальной, либо по нулевой остаточной стоимости...
Валентина Аникина,
руководитель направления лизинга легкового автотранспорта Группы компаний `Интерлизинг`:
- Появление на рынке крупных западных банков, которые предлагают выгодные схемы кредитования на приобретение автомобилей, создает ситуацию, когда лизинговые компании и западные банки становятся конкурентами и одновременно партнерами. Объясняется это тем, что лизинговые компании для совершения сделок находятся в поиске источников финансирования. Крупные западные банки сегодня предоставляют привлекательные варианты финансирования. Поэтому лизинговые компании стремятся получить доступ к более дешевым западным деньгам, чтобы иметь возможность заключать договоры лизинга на более выгодных условиях. Лизинговые компании не отстают от предлагаемых западными банками программ кредитования на приобретение автомобилей и имеют выгодные предложения по лизингу для юрлиц. К тому же, в отличие от банков, лизинговые компании более лояльно подходят к финансовым показателям деятельности конкретного заемщика. Исходя из этого, с уверенностью можно сказать, что портфель сделок лизинговых компаний имеет все тот же положительный рост.
|