Сегодня грузовладельцы начинают испытывать проблемы с грузоперевозками. Причем по всем видам грузов. Поэтому, как никогда ранее, встает задача обеспечения комплексного развития транспортной составляющей, считает министр транспорта РФ Игорь Левитин:
- Одна из важнейших задач в РФ на ближайшее время - развитие инфраструктуры народного хозяйства. Это вытекает из общего роста промышленного производства, а также диверсификации экономики, что влечет за собой увеличение в структуре ВВП доли продукции с высокой добавленной стоимостью и, соответственно, формирование новых грузопотоков. А удовлетворение потребностей грузовладельцев требует интенсивной модели развития на основе инноваций. Этого же требует глобализация экономики РФ и перспектива вступления в ВТО, что оборачивается также усилением международной и внутриотраслевой конкуренции в транспортной отрасли.
Речь идет о строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог, портовых комплексов, обустройстве аэропортов и внутренних водных путей. На Северо-Западе РФ особый акцент сейчас сделан на углублении связей с Калининградской областью. Самое главное - обеспечить такое развитие, которое создает условия превышения уровня предложения транспортных услуг над спросом.
Иначе сложно обеспечить соответствие цены и качества транспортных услуг, добиваться повышения ритмичности и ускорения грузоперевозок, повышения доступности транспортных услуг. Наконец - снижения транспортных издержек за счет внедрения энергосберегающих технологий, систем управления транспортными потоками, сокращения времени обработки партий грузов в терминальной сети путем оптимизации взаимодействия различных видов транспорта, создания новых элементов `интеллектуальных` транспортных систем.
Без этого российская транспортная система не сможет безболезненно двигаться в сторону все более полного открытия рынка для свободного перемещения инвестиций. Сложно будет привлекать и передовые технологии в сфере транспорта.
В 2008 году немало дискуссий было связано с поиском механизмов увеличения инвестиционной составляющей на железнодорожном транспорте. Дефицит финансирования отрасли для реализации всех проектов, намеченных в госпрограммах развития, оценивается в 1,4 трлн руб. В 2009 году впервые предусмотрено выделение средств на железнодорожную инфраструктуру из федерального бюджета.
Однако проект федеральной целевой программы `О развитии транспортной системы России на период 2010-2015 гг.` не исключает и непрямое увеличение объемов финансирования. Планируется, что бюджетные средства должны стать стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль.
Солидные инвестиции требуются и для улучшения состояния автотрасс. В 2008-м предусмотрено около 90 млрд руб. направить в регионы в виде субсидий на строительство дорог и подъездов к ним. На недавнем заседании Правительства РФ, где рассматривались планы министерства на 2008 год, говорилось о том, что сегодня около 40 тыс. населенных пунктов не имеет вообще круглогодичной транспортной связи по сухопутным маршрутам.
Автодорожная сеть, как и система стальных магистралей, испытывает дефицит в финансировании. Для ликвидации его планируется создание новых механизмов. Например, возможно введение сбора за проезд по федеральным дорогам тяжелых грузовиков.
Все эти перемены болезненно воспринимаются в российских регионах, поэтому предстоит серия консультаций. Есть возможность скорректировать программу вместе с субъектами РФ. В частности, такие переговоры проводились во время транспортного форума в Сочи, состоявшегося 20-24 мая.
Только цифры
60% автодорог РФ не соответствуют нормативам
148 мостов на федеральных автотрассах в предаварийном состоянии
|