В 2012-2014 гг. намечено ввести в эксплуатацию канал Дунай - Одер - Эльба, который по кратчайшему пути соединит Балтику и Север Европы с Дунайско-Черноморским регионом. Канал создается под эгидой Евросоюза на юго-востоке бывшей ГДР, в Чехии и Словакии.
С помощью действующей водно-транспортной системы Днепр - Припять - Западный Буг - Висла - Одер (Белоруссия - Польша) будет обеспечен водный `выход` всех стран Восточной Европы к Балтике, а также к Дунаю и Черному морю. Планировалось, что южным сектором столь разветвленной системы станут Украина с Румынией, но, похоже, здесь неизбежны изменения. Украина с апреля 2008 года повысила тарифы на перевозки по Дунаю железорудного сырья в 2 раза, или на 4,5-9,25 евро за тонну, доведя их до 9-18,5 евро за тонну в зависимости от направления этих перевозок.
Одновременно со второй половины апреля отменены скидки с портовых и других сборов в украинских дунайских портах, достигавшие 20-35% базового уровня этих сборов. По имеющимся данным, тенденция удорожания дунайских перевозок через Украину и с Украины продолжится.
Так, ставка `железорудного` фрахта в направлениях Измаил - Лом (Украина - Болгария), Измаил - Джурджу (Украина - Румыния) ныне составляет 9 евро за тонну; в направлении Измаил - Смедерево (Украина - Сербия) - 18,5 евро за тонну. Эти ставки выросли вдвое.
Упомянутые меры обусловлены требованиями Евросоюза и Дунайской комиссии к качеству водных перевозок и эксплуатационным параметрам судов, сокращением зарубежного, в том числе российского, грузотранзита в украинском секторе Дунайского бассейна. А последнее связано, прежде всего, с большей конкурентоспособностью румынского канала Дунай - Черное море (Чернаводэ - Констанца) для дунайско-черноморских грузоперевозок - то есть в обход Украины, с демпинговой фрахтово-портовой политикой Молдавии и Румынии и с недостаточным железнодорожным обеспечением украинских портовых комплексов на Дунае.
Вдобавок Россия и дунайские страны активно развивают взаимные грузоперевозки с использованием в этих странах железных дорог, примыкающих к тамошним дунайским портам. А предстоящий ввод в действие черноморского паромного комплекса Кавказ - Варна (РФ - Болгария) резко сократит и без того падающие объемы российско-болгарских перевозок по Дунаю через Украину и Румынию.
Более того, некоторые источники сообщают о возможном строительстве в Болгарии судоходного канала Силистра (дунайский порт Болгарии) - Добрич - Варна протяженностью 90 км. Эта дунайско-черноморская артерия, по экспертным прогнозам, может поставить на грань рентабельности дунайские порты Украины и румынский канал Дунай - Черное море.
Еще один существенный фактор: под эгидой ЕС завершается доработка судоходного проекта Даугава (Западная Двина) - Днепр между Латвией и Белоруссией, что создаст сквозной евроазиатский водный маршрут Скандинавия/Балтика - Белоруссия - Украина - Черное море. Потому не исключено, что Украина в перспективе будет `специализироваться` не на дунайском, а на черноморском транзите.
|