Информационный семинар `Культурное сотрудничество Совета министров Северных стран (СМСС) в Северо-Западном регионе России` прошел в Петербурге в отеле `Рэдиссон-САС`.
Совместные проекты, призванные подчеркнуть роль культуры в сближении государств, реализуются уже несколько лет. Они и дальше будут осуществляться по той же схеме: в проекте участвуют Россия и еще, как минимум, две страны Северной Европы. Но в этом году произошло существенное изменение. Старший советник Секретариата СМСС в Копенгагене Жан-Ив Гайардо поведал о том, что отныне российская часть бюджета каждого проекта должна составлять 30% (раньше -20%). По-видимому, повышение финансовой составляющей должно свидетельствовать об улучшении экономического положения России.
Что ж, с другой стороны, если согласиться с этим, можно подвести под данное предположение и другую базу. Экономически страна, или, по крайней мере северо-западная ее часть, которая является партнером СМСС, поднялась за счет ряда реализованных культурных проектов, ведь, как правильно заметила руководитель Контактного центра Информационного бюро СМСС в Архангельске Елена Хорошкина, `культура всегда идет впереди бизнеса, прокладывая ему дорогу`.
С точки зрения менеджмента, наверно, это однозначно хорошо. С точки зрения культурного воспитания - далеко не всегда. Почему? Да потому что на первый план выдвигается некий культурный объект, который начинают `раскручивать`, а после раскрутки он превращается в расхожую безделицу, продающуюся в любом сувенирном магазине. Но это уже другая тема.
На семинаре же речь шла о возможных проектах, способных обратить внимание на музейный потенциал различных городов Северо-Запада России, которым пока недостает интереса со стороны северных зарубежных соседей. Между тем культурное пространство там весьма заманчивое. Ведь порой в небольших поселениях есть удивительные музейчики, созданные вдохновленным трудом людей, любящих свой уголок земли, - то, что принято называть `малая родина`.
Вдохновение - понятие нематериальное, но то, что появляется на свет благодаря ему, имеет цену. В первую очередь, конечно, как культурное наследие. Музеи, библиотеки, театры, культурные центры - это и есть `рукописи`, достойные внимания потомков.
Появится интерес ко всему этому со стороны не только россиян, но и зарубежных соседей - повысится и конкурентоспособность поселения или целого региона на международной арене.
Вот тут и важно развитие менеджмента в музеях и других учреждениях культуры, о чем говорила Елена Хорошкина, особо подчеркивая, что `проекты в сфере культуры соответствуют эпохе глобализации` и интеграционным процессам, происходящим в мире.
Что было важно понять участникам? То, что творческие проекты должны быть составлены с точки зрения менеджмента грамотно, чтобы появилась реальная возможность получить под них деньги. Интерес, прежде всего, вызывают проекты долговременные.
|