Во время кризиса по закону сохранения энергии и денег кто-то теряет, но ведь кто-то и находит. Россия в условиях нынешнего кризиса в мировой экономике хочет найти, основанием для этого являются ее недра, то есть сырье. Цены на нефть превысили $130, некоторые прогнозируют уже в 2008-м рост до $160 за баррель.
На основе высоких цен на сырье сформированы значительные золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд. И незаметно, с разных позиций, выдвигается амбициозная задача по превращению Москвы к 2012 году в мировой финансовый центр.
Первым об этом заговорил в феврале на красноярском форуме новый президент России Дмитрий Медведев. Затем эта идея проявилась в докладе ФСФР, которая сформулировала программу по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 гг. и на долгосрочную перспективу. Естественно, эта программа неотъемлема от развития всей российской экономики.
Развитый фондовой рынок, а тем более - мировой центр, должен обладать необходимым объемом ценных бумаг и их ликвидностью. То есть достижение поставленной цели невозможно без инновационного развития, иначе на рынке будут, как сейчас, обращаться в основном бумаги нефтяных компаний и `Газпрома`.
Первый шаг уже сделан: Госдума приняла законопроект о допуске иностранных ценных бумаг. Но возникнут новые вопросы. Когда капитализация рынка увеличится в разы, встанет проблема регулирования и контроля рынка.
Ни для кого не секрет, что сейчас на рынке процветают манипулирование ценами и использование инсайдерской информации. Но за всю историю рынка был выявлен лишь один такой случай. И не мудрено, потому что на эту тему нет никакого законодательства.
Лишь к осени 2008 года предполагается внесение в Госдуму законопроекта по борьбе с инсайдом. И кто будет этим заниматься? Только ФСФР, или дополнительные права получит Центробанк, регулирующий сейчас банковский сектор. Не следует сбрасывать со счетов и Минфин РФ, так как в программе речь идет о формировании благоприятного налогового климата, для того чтобы заманивать инвесторов в Россию.
Понятно, что сначала необходимо решить организационные вопросы, в частности определить механизм прозрачного формирования цен. Потому в программе закономерно ставится вопрос объединения ММВБ и РТС. Только вот как быть, если они являются частными структурами, юридическими лицами и к тому же конкурентами. Да и неизвестно, захотят ли они объединяться.
Не менее интересен необозначенный в программе вопрос: как быть с петербургскими фондовыми биржами? То ли вначале объединить их с аффилированными партнерами (СПВБ с ММВБ), а `Санкт-Петербург` с РТС, то ли их сразу всех вместе объединять в одну биржу, то ли оставить все как было? Ведь речь идет о крупных бизнес-структурах. Например, акции РТС котируются и имеют стоимость около $1 млрд.
Акции ММВБ никто не оценивал, зато у биржи более четкая структура акционеров. В частности, ее акционером является Центробанк - 28%, то есть блокирующий от объединения пакет, а Deutsche Boersе (немецкая фирма) заинтересована в сотрудничестве с Россией именно через ММВБ.
В Петербурге необходимо отметить еще одну тенденцию. Deutsche Boersе и СПВБ подписали соглашение о сотрудничестве по листингу. А фондовая биржа `Санкт-Петербург`, вместо того чтобы объединяться и самоликвидироваться, совместно с североевропейской биржей ОМХ организует год назад ЗАО `Международная Фондовая Биржа Санкт-Петербург`.
17 апреля программу развития фондового рынка на 2008-2012 гг. должны были рассматривать на заседании Правительства РФ. Однако обсуждение не состоялось из-за множества разногласий между ФСФР, Минэкономразвития, Минфином и Центробанком.
Если в Минэкономразвития ограничились теоретическими утверждениями о том, что предложения ФСФР не носят прорывного характера и скорее представляют собой список давно намеченных (наверное, министерством), но не завершенных дел, то замечания других госорганов предметнее.
Так, Минфин РФ против налоговых поблажек. И дело не в выпадающих средствах бюджета, а в том, что этими льготами могут воспользоваться для `серых` схем ухода и от других налогов. В Центробанке считают, что создание конкурентоспособного финансового центра не может быть решено только за счет развития рынка ценных бумаг. Кроме того, там считают спорной идею объединения бирж. ЦБ не может согласовать проект в такой редакции.
Вопрос отложен и передан в согласительные комиссии.
|