Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Мотивация персонала: каждому - свое - ЭиВ N 17 (701)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Мотивация персонала: каждому - свое
No. 17 (701) 19.05.2008
Коренные изменения в экономической системе страны хотя и с опозданием, но ведут к переориентации работающих на другие, отличные от прежних, ценности. `Всю жизнь на одном месте`, `работать за идею`, `карьерист - это плохо` - эти фразы уже отдают душком изрядного прошлого. Ради чего же сейчас готовы трудиться россияне? И что, соответственно, надо предложить нужным компании специалистам?



Люди гибнут за металл



С профессионалами спорить трудно. А они утверждают: как бы ни были хороши и полны социальные пакеты, насколько теплой и комфортной ни была бы психологическая обстановка на работе, но большинство россиян работает только ради денег. По-настоящему удовлетворение от труда получает лишь каждый десятый соотечественник...

Удивляться стоит вряд ли. Даже беглого взгляда на таблицу суждений о том, что такое работа для людей с разным достатком, HR-специалисту достаточно. Это еще одно подтверждение знаменитой `пирамиды Маслоу`, представляющей собой иерархию потребностей человека. Сначала он должен удовлетворить физиологию, а затем уже думать о безопасности, социальной поддержке, уважении и, наконец, самовыражении.

Суть очевидна: пока человек не достигает определенного уровня жизни, он ощущает сильную зависимость от места работы как источника дохода и рассматривает его смену в поисках дела `по душе` как высокий риск лишиться самого необходимого. А у тех, кто зарабатывает больше и имеет некий `запас прочности`, появляется возможность выбрать более интересную или комфортную работу.

`Люди, у которых зарплата выше, уже удовлетворили потребности низших ступеней. Их начинает интересовать самореализация, которая находится на вершине пирамиды`, - считает директор по управлению персоналом компании `Диболд Селф-Сервис СНГ` Ксения Шматкова. С ней согласна и старший консультант практики развития лидерства компании RosExpert Елена Мандрикова. `Пока материальная составляющая мотивации превалирует и встречается у большинства людей, - подтверждает она. - Однако ситуация меняется, и вполне вероятно, что уже скоро более важную роль будут играть нематериальные факторы`.



Интересы расходятся



В конце прошлого года компания Kelly Services провела широкомасштабное исследование мотивов, по которым россияне выбирают работу или предпочитают одну другой. Около 4 тыс. человек анонимно заполнили анкеты в 6 городах страны. И результаты опроса в целом подтверждают данные, полученные ВЦИОМ в апреле 2008 года.

Так, при выборе работы значение трех основных факторов (уровня заработной платы, интереса к делу и возможностей для карьерного роста), по сравнению с результатами 2006-го, заметно (особенно по первому критерию) выросло.

Значимость репутации компании практически не изменилась, а по таким факторам, как наличие социального пакета, хороший бесконфликтный коллектив, местоположение офиса и условия труда, наблюдается даже ее снижение. Вывод примерно тот же: люди хотят зарабатывать больше и тратить деньги на свое

усмотрение.

Вместе с тем даже по сферам деятельности, в которых заняты респонденты, есть разночтения, обусловленные уже названными причинами. Так, по сведениям Kelly Services, наиболее важен размер заработной платы для работников производства (этот фактор отметили почти 30% респондентов). Как ключевой фактор в принятии решения интерес к работе отметили специалисты, занятые в сфере маркетинга, рекламы, PR, консалтинга, IT и юриспруденции. А наибольшее стремление к карьерному росту отличает тех, кто занят в консалтинге, а также финансистов, бухгалтеров и банковских работников. Кроме того, есть и области знаний, специалисты в которых интерес к работе ставят даже выше, чем размер вознаграждения за труд. Кто они? Это все те же консультанты, сотрудники служб персонала и рекламисты.



Соцпакет: каждому по потребностям



Еще несколько лет назад само понятие `компенсационный (социальный) пакет` было в новинку. Но сегодня его уже широко используют практически все компании. Более того, они конкурируют между собой на рынке кандидатов не только в рамках размера материального вознаграждения (заработной платы), но и с помощью привлекательного социального пакета. Если он есть и достаточно полон, то у предприятия выше шанс найти или удержать квалифицированных работников.

Но вопрос о том, что конкретно (и для каких групп персонала) он должен включать, все время остается открытым. Ведь известно: бесплатные льготы могут как способствовать удержанию персонала, так и попросту развращать его. Опросы показывают, что средний работник ориентирован на 3 основные льготы.

Как и следует ожидать, состав оптимального социального пакета значительно отличается в зависимости от уровня должности сотрудника. То, что очень важно для менеджера среднего звена, может быть несущественно для представителя `голубых воротничков`. И - наоборот. Так, наличие компенсации транспортных расходов (бесплатной доставки) для работников производства принципиально: зачастую крупные предприятия находятся за чертой города и добираться туда самостоятельно неудобно (а иногда и невозможно). Почти столь же значимо для рабочих и бесплатное питание. Оплату мобильной связи упоминает в своих ответах каждый пятый руководитель высшего звена (19,61%), а о служебном автомобиле (или компенсации расходов на личный) чаще всего говорят топ-менеджеры или владельцы компаний.

Что касается разницы в предпочтениях сотрудников российских и международных компаний, то вторые больше `избалованы` благами, предоставляемыми работодателями. Не случайно они чаще упоминают такие составляющие социального пакета, как ДМС для родственников, другие виды страхования (каско, ОСАГО и т. п.), служебный автомобиль, а также оплату занятий спортом. При этом работники российских предприятий чаще говорят о необходимости увеличения числа дней отпуска и оплате образования.



Предпочтение индпошиву



Недавно на одном из `круглых столов`, посвященных способам и системам мотивации персонала, услышал: `Что ни придумывай, а если нет конкурентоспособной зарплаты - все равно уйдут...` Фраза действительно подтверждает тенденцию времени, когда некоторая часть работников изначально ориентирована на высокий уровень оплаты труда. Им почти неинтересны льготы (да и многое другое), потому что при уровне дохода в 75-100 тыс. рублей в месяц они вполне способны самостоятельно о себе позаботиться. Но, с другой стороны, дареному коню в зубы не смотрят: если что-то достается на работе даром, то почему бы и нет?

Те данные, которые приведены, свидетельствуют: система мотивации должна быть разработана даже не для отдельных групп персонала, а для каждого специалиста. Эдгар Шейн, к примеру, основывает ее на личностных характеристиках сотрудника. На том, что именно для этого программиста, инженера, водителя или секретаря представляется важным. Учитывает совокупность его знаний и навыков, мотивов и ценностей. Благодаря такому подходу он и выделяет 8 `карьерных якорей`, понимая под ними собственные представления человека о том, что наиболее важно.

В действительности же реализовать индивидуальный подход, скорее всего, можно лишь в компаниях с небольшой численностью сотрудников. Ведь если интересы значительно расходятся, то свести их к какому-то общему знаменателю сложно.

Именно поэтому в большей части фирм практикуют применение неких мотивационных стандартов. Если ты рабочий, к примеру, то зарплата у тебя будет не больше такого-то уровня, а социальный пакет - состоять из 3-4 компонентов. Чем выше должность и ценность сотрудника для предприятия - тем изощреннее становится система мотивации и шире набор ее компонентов. Однако даже в этом случае стандарт вряд ли будет оправдан. Что и подтверждает практика передовых предприятий, где сотруднику самому предлагают вы-брать те компоненты социального пакета, которые ему наиболее подходят.



Объединяя интересы



Главная задача мотивации - сделать так, чтобы специалист приходил на работу с желанием трудиться. Если он чувствует, что его интересами пренебрегают, если работает только за зарплату и не видит перспективы - зачем ему надрываться?

`Нормальный человек всегда старается отвечать добром на добро`, - уверены наиболее продвинутые HR-специалисты. Если он знает, что компании небезразличен, если его компенсационный пакет конкурентоспособен, рабочее место удобно, а возможности для построения карьеры не ограничивают, он ответит добросовестным трудом. Если предприятие вкладывает средства в то, чтобы оправдывать, а иногда и предвосхитить ожидания сотрудников, они работают `за троих`...



Мнения специалистов



Евгения Квинт,

руководитель Центра аналитических исследований компании Ancor в Петербурге:

- Если говорить о материальной мотивации, то в последнее время среди работодателей все большую популярность приобретает пенсионное страхование сотрудников компании. Предо-ставление этой программы позволяет создать систему страховой защиты и материального стимулирования перспективных работников предприятия, удержать квалифицированные кадры, снизить текучесть, а также повысить лояльность сотрудников.

В последнее время используются и различные нематериальные способы повышения производительности труда и увеличения лояльности персонала. Многие компании уже пришли к пониманию того, что для работников, наряду с достойной оплатой труда, важны также и внутренний комфорт, и осознание собственной значимости для предприятия. Для этого проводят различные конкурсы, тренинги по командообразованию среди сотрудников, что, помимо основной цели, также помогает выделить неформальных лидеров, за которыми команда готова идти в игре и в работе.



Валерий Романов,

консультант по оценке персонала компании AVANTA Personnel:

- Сейчас системы мотивирования становятся все более приближенными к потребностям конкретного человека. Кроме регулярного повышения уровня зарплат широко используют самые разнообразные льготы и компенсации. Это сложная и дифференцированная для разных категорий сотрудников система, в которой учитывается уровень должности, квалификации, стаж работы и в конечном итоге - ценность конкретного сотрудника для компании. Развиваются и нематериальные виды мотивации, включая создание условий для карьерного и профессионального развития сотрудников и публичное признание заслуг конкретного работника.

Другая тенденция - более строгий подход к оценке труда специалиста, увязывание дополнительных элементов компенсаций с его потенциалом, достижением им конкретных результатов. Оценочные процедуры позволяют понять реальную ценность сотрудника для компании и в то же время избежать случаев, когда умеющий себя `продать` работник создает для себя необоснованные преференции. Для большей объективности оценки привлекают и внешних экспертов.



Владлена Куляшова,

менеджер по персоналу компании Kelly Services:

- Вследствие дефицита кадров во всех отраслях основным приоритетом сегодня является удержание сотрудников. Чтобы люди долго, эффективно и с удовольствием работали, а также на заботу об их физическом и моральном состоянии и нацелены современные системы мотивации в России. В последнее время мы видим такие интересные тенденции, как обучение сотрудников тайм-менеджменту и стремление компаний к минимизации переработок, побуждение работников регулярно ходить в отпуск, включение в их социальный пакет `семейных программ` (семейный абонемент в спортивный клуб, ДМС родственников и т. д.), а также установление гибкого графика или предоставление возможности работать на дому. Кроме того, налицо и персонализация пакета компенсаций, когда сотрудник сам выбирает из предложенных опций именно то, что ему нужно. Желательно сочетать мотивационные схемы с адекватным уровнем заработных плат: именно в этом случае работодатель имеет все шансы удержать своих сотрудников на максимальный срок.





Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru