УРАЛСИБ - один из лидеров российского банковского рынка. Константин Горбачев, управляющий филиалом банка УРАЛСИБ в Петербурге, утверждает, что быть среди лидеров непросто. Это не только постоянная конкурентная борьба, совершенствование продуктов банка и развитие персонала, но и большая ответственность перед всем обществом.
- Думаю, не ошибусь, если скажу, что абсолютное большинство россиян в своей жизни не раз сотрудничали с банками. Многие получают зарплату на пластиковую карту, делают переводы, не говоря уж о таких обыденных вещах, как платежи через банк за квартиру или оплата государственных пошлин для получения различных справок и документов.
Еще один пример - приобретение жилья. Большинство сделок сегодня проходит с помощью ипотечных кредитов. Или возьмем обучение детей. Получить престижное образование на бюджетной основе доступно очень немногим, потому что и таких мест в институтах немного, и отбор на них очень жесткий. Большинству приходится платить за образование детей. И здесь приходят на помощь наши кредиты. Мы, то есть банки, плотно вошли в повседневную жизнь. И это многократно повышает ответственность нашего бизнеса.
- Но ведь это естественно: вы берете у населения деньги и несете за них ответственность, за их сохранность, прежде всего, и своевременный возврат.
- Конечно, вы абсолютно правы. Но мы ответственны и перед теми, кому выдаем кредиты. Возьмем ту же ипотеку. Человек берет довольно большую сумму на 20-30 лет. И каждый месяц на протяжении этих лет будет платить по кредиту. Очень важно с нашей стороны адекватно оценить финансовые возможности заемщика. Прежде всего - для того, чтобы у него самого не было проблем. При том, что у нас огромные объемы выдачи (6-е место в стране по объемам выдаваемых кредитов). Иногда приходится отказывать в кредите, и это вызывает обиду у клиентов.
Но, поверьте, в банке работают профессионалы, и они видят, что кредитная ноша клиенту не по плечу. Некоторые люди думают: сейчас нужны деньги, поэтому их любыми путями нужно достать, а как отдавать - потом разберемся. Это в корне неправильный подход. Свой финансовый план нужно расписывать на несколько лет вперед - только так можно достичь финансового благополучия и стабильности.
- То есть вы хотите сказать, что банк выступает другом, отказывая в кредите?
- Я бы сказал, что банк выступает бесплатным финансовым консультантом. Мы ведь не просто однозначно отвечаем клиенту. Мы вместе подыскиваем наиболее оптимальный вариант решения проблемы. Например, представитель малого бизнеса просит выдать ему кредит на 1 миллион рублей.
Но наши специалисты видят, что для такой суммы хватает залога, и можно выдать не более 600 тысяч, но и этих денег хватает для решения проблемы предпринимателя. В большинстве случаев оптимальное решение находится, предприниматель получает у нас кредит и развивает свой бизнес.
- Кстати, к вопросу о малом бизнесе. Как вы считаете, в том, что малый бизнес у нас в стране так трудно развивается, кто виноват - население, не желающее становиться предпринимателями, чиновники или банки?
- Развитие малого бизнеса - это комплексная задача и государства, и банков, и каждого конкретного предпринимателя. Задача государства - принимать законы и процедуры, не мешающие развитию частной инициативы.
Предпринимателям, в свою очередь, нужно понимать, что для повышения своей конкурентоспособности необходимо постоянное развитие - как интенсивное, на уровне технологий, так и экстенсивное - развитие сетей. Хотелось бы, чтобы становилось больше предпринимателей, которые на самом деле увеличивают стоимость своего бизнеса, делают долгосрочные инвестиции. Пока же в основном мы кредитуем представителей торговли.
А ведь страна нуждается еще и в развитии небольших производств и сервисов: производстве полуфабрикатов, пекарнях, кафе, ремонтных мастерских, ателье... И наша задача - обеспечить таких предпринимателей доступными финансовыми ресурсами. В УРАЛСИБе мы практикуем очень гибкий подход к требованиям по залогу, графику возврата кредита. То есть я могу утверждать, что наши кредиты доступны для большинства предпринимателей, у которых уже есть стабильный бизнес.
- Давайте поговорим о вкладах. Недавно все банки, в том числе УРАЛСИБ, подняли процентные ставки. Сейчас на рынке очень много интересных предложений. Как во всем этом многообразии выбрать свой банк?
- Я думаю, что сначала нужно определиться со своими приоритетами. Что для вас важнее - высокие процентные ставки, близость банковского офиса, качество обслуживания, надежность банка. Хотя большинство банков вошло в Систему страхования вкладов, сумма, застрахованная государством, - до 400 тысяч рублей, да и в случае возникновения проблем у банка все равно придется потратить нервы и время.
Если с первыми факторами все более-менее понятно, то последний - надежность - требует дополнительных исследований. Посмотрите, насколько информационно открыт банк (есть ли в открытых источниках информация об акционерах банка, его финансовых показателях), изучите его историю, узнайте, насколько ему доверяют партнеры, получает ли банк кредиты от серьезных финансовых институтов, какие у банка клиенты. У достойного банка, такого как УРАЛСИБ, и надежность высокая, и офисов много, и обслуживание хорошее, и процентные ставки привлекательные.
- То есть надежность банка - понятие актуальное и сегодня?
- Надежность всегда была и будет первоочередным критерием выбора банка. Сегодня, в связи с активной вовлеченностью банков во все бизнес-процессы, становится важной их роль и как гаранта надежности организаций-партнеров, например застройщиков жилья. Поясню. Перед тем как начать сотрудничать с какой-либо фирмой, будь то застройщик, риэлторская компания, автосалон или страховая компания, мы тщательно изучаем их бизнес и документацию. Случайных фирм-однодневок среди наших партнеров нет. Поэтому, например, строящиеся квартиры, купленные в кредит от УРАЛСИБа, сдаются в срок. И я советую, перед тем как купить квартиру, посмотреть, аккредитована ли компания-продавец среди партнеров банка.
- Мы опять подошли к тому, с чего начали интервью, - к ответственности бизнеса. Сейчас много говорят о социальной ответственности, а как вы это понимаете?
- С одной стороны, социальная ответственность - дело компании, в целом, заключающееся в основном в финансировании благотворительных и спонсорских проектов. С другой стороны, на мой взгляд, это и дело каждого сотрудника. Работа в банке - это работа с людьми, и если вы хотите добиться успеха, то нельзя закрываться, нужно всегда быть открытыми для диалога. Я имею в виду и то, как сотрудник относится к работе, к клиентам, коллегам, и его готовность помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. У нас в банке это называется корпоративное волонтерство.
Мы не только финансируем благотворительные проекты как одна из самых социально ответственных организаций в стране (наша социальная отчетность уже которой год признается лучшей в РФ). Вот уже второй год в Петербурге успешно действует наша совместная с правительством города долгосрочная благотворительная программа `УРАЛСИБ дает надежду`.
В рамках программы воспитанников детских домов Петербурга готовят к поступлению в вузы. Сейчас подготовку проходят 64 воспитанника. Мы дадим возможность этим ребятам получить достойное образование и престижную профессию. Петербургский филиал банка реализует и другие социальные проекты - это и помощь детям-инвалидам, помощь Ожоговому центру Ленинградской области в приобретении нужных лекарств и медицинского оборудования.
- Спасибо, Константин Алексеевич, за интервью. Пусть ответственных бизнесменов в нашей стране будет больше.
По итогам 2007 года УРАЛСИБ входит в `десятку` лидеров отечественного банковского сектора по основным
финансовым показателям:
6-е место - по размеру активов;
7-е место - по объему капитала;
7-е место - по объему вкладов населения;
6-е место - по объему кредитов населению;
10-е место - по объему привлеченных средств предприятий;
4-е место - по объему кредитования малого бизнеса.
Банк УРАЛСИБ располагает развитой инфраструктурой в Петербурге (20 офисов продаж, центр ипотечного кредитования и 100 банкоматов). Услуги банка включают в себя все виды кредитования, проектное финансирование, факторинг, частное банковское обслуживание. Инвестиционное направление включает управление активами, паевые инвестиционные фонды, депозитарные услуги, корпоративное финансирование и управленческое консультирование. Серьезное внимание уделяется развитию услуг электронной коммерции. Среди клиентов петербургского филиала банка - 100 тыс. физических лиц и 16 тыс. юридических лиц. |