В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) в последнем прогнозе повысили на 5% темпы роста энерготарифов в 2009 году. В итоге они могут расти, как минимум, на 13% каждые шесть месяцев.
Руководитель ФСТ Сергей Новиков полагает, что и в 2010-м темпы роста, скорее всего, превысят прежние прогнозы. Дополнительно скажется еще и эффект подорожания газа. В 2011 году предполагается окончательный переход на поставки энергии по `свободным` ценам. Иными словами, монополисты на рынке останутся, но поскольку их будет много, то ФСТ лишат права вмешиваться в тарифную политику ОГК и ТГК.
В Центральном экономико-математическом институте полагают, что либерализация должна привести к снижению тарифов. Такой точки зрения придерживаются и некоторые другие
эксперты. Однако они не принимают во внимание особенность российской энергосистемы. Теоретически она - единое целое. На практике переброска мощностей ограничена расстояниями и конфигурацией магистральных сетей. Кроме того, транспортировка энергии по ним тоже стоит денег. Чем дальше - тем дороже. Нет никакого смысла в доставке дешевого электричества от мощных гидроэлектростанций Сибири, скажем, на Северо-Запад. Если бы он был, нашлись бы инвесторы, и электроэнергия уже давно пошла бы на продажу в Финляндию...
В I половине 2008 года 15% объемов электрической энергии уже запланировано поставлять по `либеральным` ценам, во II половине - 25%. Пока процесс либерализации затронул только те регионы, где ощущается избыток электроэнергии. Поэтому особой прибыли ее производители не получат. Они рады продать излишки чуть ли не по себестоимости. В Сибири тарифы, как ожидают, вырастут меньше, чем в Москве или Петербурге (соответственно на 23% и 25%). Разница может быть значительно больше, когда либерализация дойдет до регионов, которые являются рынками продавца энергии: именно в них энергетикам легко компенсировать все потери в тех субъектах РФ, где сложился рынок покупателя.
Самые высокие риски роста энерготарифов на Северо-Западе, где часть энергии можно переправлять по более высоким ценам за рубеж.
Как утверждают эксперты, в ближайшие годы энергетики продолжат перекладывать все прибавки в своих расходах на потребителей. Инвестиции в модернизацию генерации и сетей не нацелены на снижение себестоимости производства электроэнергии. Такая тенденция сохранится до тех пор, пока цены `большой` энергетики не превысят стоимость генерации в секторе `альтернативной` энергетики. Кроме того, в отдаленной перспективе на аппетиты ОГК и ТГК может повлиять атомная энергетика. Правда, как замечают скептики, судя по объемам инвестиций, ввод новых блоков АЭС всего лишь позволит заместить вывод из эксплуатации старых блоков. Однако оптимисты надеются на лучшее.
В РАО `ЕЭС России` уверяют, что поэтапная реализация реформы исключает скачки цен: они будут увеличиваться планомерно, но неотвратимо. И кивают на опыт ЮАР: в этой стране, дескать, долго не было преобразований, поэтому там из-за дефицита энергомощностей в марте 2008 года вынуждены были разово поднять цены на электричество на 60%...
Не стоит забывать, что рост тарифов не учитывает стоимость дополнительных услуг энергетиков. В частности, плату за подключение к энергосетям. Именно таким образом энергетики способны компенсировать недополученную прибыль от прямого роста тарифов.
Сейчас развернулись ожесточенные дискуссии на эту тему.
В Минфине РФ предложили вместо платы за присоединение дать возможность предприятиям участвовать в капитале региональных энергокомпаний. Иными словами, регулярно проводить допэмиссии их акций и допускать к ним все новых потребителей. Однако на это вряд ли пойдут владельцы региональных энергокомпаний. С одной стороны, они получат дополнительные инвестиции, а с другой - будут вынуждены сами постоянно довкладывать средства, чтобы не дать миноритариям размыть
управление региональными энергокомпаниями.
Правда, основным владельцем магистральных сетей является государство. И здесь можно найти инструменты для таких преобразований, если, конечно, внести соответствующие поправки в законы. Бюджетные инвестиции в МРСК не преду-смотрены. Напротив, предполагается провести МРСК в 2010 году через процедуры IPO...
Даже если предложение пройдет, то оно не снимет всех проблем: ничто не мешает энергосбытовым компаниям при подключении нового потребителя к электросетям включать в договор дополнительные требования и, соответственно, повышать плату или периодически начислять штрафы. Формально это запрещено законодательством.
Однако существуют многочисленные юридические уловки. Кроме того, при дефиците энергомощностей можно найти тысячу причин, чтобы отказать несговорчивому клиенту в услугах. Остается жаловаться в Ростехнадзор. Но тогда сроки выдачи документации могут затянуться на неопределенное время.
Процесс оформления документации достаточно сложен, и многие потребители работают с сетевиками через посредников. Это еще один способ вымогательства денег у потребителей. В России, правда, обещают с 12 мая ввести единую систему взимания платы за присоединение к электросетям. Но поможет ли это победить коррупцию?
|