1998 год
РАО `ЕЭС России` формально представляло собой холдинговую структуру.
Фактически энергетические АО выполняли указания губернаторов, которые регулировали их отношения с потребителями. При этом только 10-20% поставок оплачивали деньгами, остальное - векселями или бартером. Тогда речь шла не об инвестициях в развитие, а о возможности пережить очередную зиму. Началом подготовки к реформе считают издание внутрикорпоративных распоряжений по введению механизмов финансового контроля в РАО и механизмов проведения комплексных взаиморасчетов.
1999 год
Проведены первые пробные торги электроэнергией на конкурсной основе. Принимается непопулярное решение об отпуске энергии только платежеспособным потребителям. В РАО `ЕЭС России` грозят `веерными` отключениями должникам. Угроза блуждать в потемках заставляет потребителей увеличить долю денежных расчетов с энергетиками до 35%.
2000 год
Считается кризисным для энергетиков: финансовое состояние холдинга стабилизировалось, но в РФ наблюдается резкий спад энергопотребления. Однако в то время именно он спасает российскую энергосистему от катастрофических сбоев, связанных со снижением мощностей по выработке энергии.
Причина - износ оборудования и дефицит топлива, который усугубляется продолжающимся конфликтом с `Газпромом`. В отмест-ку в РАО `ЕЭС России` подписывают рамочное соглашение с международной компанией `Итера` на поставки газа федеральным ТЭС.
2001 год
Приняты `Основные направления госполитики реформирования электроэнергетики РФ`. Задача реформы - в том, чтобы разрубить `крест Чубайса`: по прогнозам РАО `ЕЭС России`, в 2005 году ожидали острый дефицит электроэнергии со стороны потребителей в целом ряде регионов, включая Северо-Запад. А средств на модернизацию энергосистемы катастрофически не хватало.
В первую очередь решили спасать генерацию. Поэтому из энергетических АО замыслили собрать в единый кулак самые крупные генерирующие `дочки`, а все остальное - загнать в сетевой холдинг. Привлечение средств предполагалось за счет допэмиссии акций генерирующих компаний или в виде прямой продажи активов, принадлежащих РАО `ЕЭС России`.
2002 год
Создание ФСК ЕЭС (на первом этапе - стопроцентной `дочки` РАО `ЕЭС России`) с подготовкой создания единого диспетчер-ского центра, на который замыкаются региональные диспетчерские управления энергетических АО. Это год жарких баталий, в которых субъекты РФ пытаются отстоять свои права по регулированию деятельности энергетических АО.
2003 год
Главы субъектов РФ терпят поражение: принят пакет законов, по которым все права дальнейшей реформы передают руководству РАО `ЕЭС России`. В качестве компенсации энергохолдинг обещает на некоторое время сдержать рост тарифов на электроэнергию в регионах. С этого момента начинается старт реформы, идеология которой была изложена в `Концепции стратегии РАО `ЕЭС России` на 2003-2008 гг`.
Предполагалось, что преобразования займут около 3 лет, а в 2008-м наступит полная либерализация оптового и розничного рынков электроэнергии. Сделана первая попытка долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на энергорынке до 2020 года, основанного на том, что темпы роста потребления электроэнергии будут отставать от темпов роста ВВП РФ. В итоге появился прогноз о том, что энергопотребление в 2020-м составит 1290 млрд кВт/ч.
Таким образом, была отвергнута альтернативная версия ученых, утверждавших о необходимости выхода на уровень потребления, как минимум, 1545 млрд кВт/ч. Иными словами, нынешняя инвестпрограмма энергетиков основывалась на заниженном прогнозе роста энергопотребления.
2004 год
Правительство РФ одобрило наконец приватизацию оптовых генерирующих компаний (ОГК). Однако настояло на том, чтобы все гидроэлектростанции были объединены в одну `ГидроОГК`. Энергетические АО делятся на ОГК и ТГК, учреждаются МРСК и Системный оператор. Впервые к управлению российским энергопредприятием допускается иностранный партнер - консорциум Enel ESN Energo, который готов к инвестициям в Северо-Западной ТЭЦ.
2005 год
Глава РАО `ЕЭС России` Анатолий Чубайс провозглашает курс на создание `открытой компании`. Курс принимается под давлением государства: реформу в Правительстве РФ разрешают продолжить, но настаивают на усилении госрегулирования энергетики и прозрачности финансовых потоков в `умирающем` холдинге. Только после этого проходят госрегистрацию 13 из 14 ТГК и все МРСК. Начали выходить на биржу и ОГК. Принята концепция технической политики РАО, которая приоткрывает дверь к его системе корпоративных закупок российским региональным промышленным предприятиям. Появляются зачатки рынка электроэнергии. Однако он нормально функционирует только в границах Сибири, где сложилась замкнутая энергосистема с избытком генерирующих мощностей. Только здесь конкуренция приводит к снижению рыночных цен на электроэнергию. В таких регионах, как Северо-Запад, нарождающийся рынок можно назвать `рынком продавца`, который пытается диктовать потребителям свои условия.
2006 год
Холодная зима 2005-2006 гг. и серия глобальных сбоев в подаче электроэнергии из-за перегрузок сетей заставляет РАО `ЕЭС России` под давлением общественности уделить больше внимания развитию сетевого хозяйства. Вместе с тем сохраняется приоритет инвестиций в генерацию. Стратегию с такими поправками преподносят как некий план `ГОЭЛРО-2`. По сути, это инвестпрограмма РАО `ЕЭС России` на 2006-2010 гг., разработанная при участии Минпромэнерго РФ. Кроме того, в РАО вынуждены начать подписывать соглашения о взаимодействии по строительству и реконструкции энергообъектов с крупнейшими энергопотребляющими субъектами РФ. В первую очередь, с Москвой и Петербургом. Энергетикам приходится идти на такой компромисс. Взамен РАО `ЕЭС России` развязывают руки по привлечению инвестиций за счет IPO, которые в 2010-м должны утроиться, по сравнению с 2006 годом. Это означает свободу продажи ТГК частным инвесторам. И частично - ОГК, за исключением ОАО `ГидроОГК`. Инфраструктура же остается у государства. Поэтому оно соглашается софинансировать ФСК, `ГидроОГК` и `Системного оператора`.
2007 год
В РАО `ЕЭС России` вынуждены считаться с началом реализации федеральной программы развития атомной энергетики, которая предполагает закладку ряда новых АЭС. Это заставляет ускорить распродажу `вотчины Чубайса` - РАО `ЕЭС России`. Торги шли с переменным успехом, и на них выручили меньше, чем рассчитывали, - более 13 млрд руб. Появляется с учетом поступления дополнительных ресурсов инвестпрограмма на 2006-2011 гг., которая вместо 2 трлн руб., записанных в программе на 2006-2010 гг., предполагает уже 3,1 трлн руб. капиталовложений. За ней последовали генсхемы размещения объектов электроэнергетики на 2020-й (уже утвержденная) и 2030 годы.
2008 год
Эксперты высказывают сомнения в том, что инвестпланы РАО `ЕЭС России` будут реализованы в первоначальном виде и в намеченные сроки. Это связано как с объективными ограничениями, так и с приходом новых собственников, которые, по неофициальным данным, пожелают перекроить инвестиционные планы по-своему, чтобы повысить уровень доходности своих активов. Предлогом может послужить прогноз о снижении темпов роста энергопотребления, если в РФ будут на государственном уровне стимулировать программы энергосбережения в промышленности. К этому может привести и форсирование процесса ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике. Однако это может подтолкнуть к пересмотру условий соглашения РАО `ЕЭС России` с российскими регионами. В феврале стало очевидным: этот процесс уже пошел. В ряде регионов недовольны тем, как развиваются генерация и сетевое хозяйство.
|