Представители Росприроднадзора утверждают, что промышленные предприятия - в числе главных источников загрязнения водоемов Петербурга. Но с этим согласны не все
Цена ущерба
Говоря о причинах нанесения ущерба экологическому состоянию городских рек и каналов, чиновники природоохранного ведомства упоминают о вредных сбросах предприятий ТЭК и утечках с танкеров, перевозящих по Неве нефтепродукты. А
еще - о грязи, накапливающейся в донных отложениях.
- В 2007 году были проведены проверки 22 предприятий Петербурга на предмет выявления нарушений в сфере охраны окружающей среды, - рассказал Сергей Рудаков, исполняющий обязанности руководителя управления Росприроднадзора по Санкт-Петербургу. - Поводом к проверкам стала информация о попадании в водозаборные сооружения `Водоканала` нефтепродуктов, объем которых превышал предельно допустимые нормы. По результатам проверок к ряду предприятий были применены штрафные санкции - речь, в частности, идет о ТЭЦ-5 и ТЭЦ-17.
В беседе с корреспондентом `ЭВ` о финансовой оценке вреда, причиняемого загрязнителями водоемов, С. Рудаков в качестве примера назвал сумму ущерба, который в 2007 г., по оценкам специалистов природоохранных служб, нанес
окружающей среде Средненевский судостроительный завод: она составила 1 млн 745 тыс. руб.
Цифра довольно серьезная, однако общими объемами проверок и взысканий в Росприроднадзоре не довольны.
Пять лет на очистку
- Специалисты нашего ведомства ежегодно инспектируют около 7,5 тыс. предприятий, но, очевидно, этого явно недостаточно, - заявил Владимир Кириллов, руководитель Росприроднадзора. - С 2009 года предприятиям, деятельность которых связана с осуществлением стоков в водоемы, предоставят 5-летний срок для того, чтобы модернизировать существующие или построить новые очистные сооружения. По истечении этих 5 лет показатели сбросов должны быть приближены к нулю. Тех, кто эти требования выполнять не будет, станут штрафовать на довольно большие суммы.
Говоря о проблеме загрязнения акватории Петербурга нефтепродуктами с курсирующих по Неве танкеров, Владимир Кириллов отметил: `Для того чтобы повысить уровень ответственности перевозчиков, необходимо совершенствовать систему страхования рисков их деятельности до такой степени, чтобы рисковать было невыгодно. Тогда обновят парк судов, возможно, на рынок придут другие перевозчики. Мы будем уделять этому вопросу самое пристальное внимание`.
Глава Росприроднадзора напомнил о ситуации, сложившейся в ноябре прошлого года в Керченском проливе. Сумма ущерба, причиненного тогда природе вследствие аварий танкеров класса `река-море`, составила около 20 млрд руб., тогда как застрахованы они были всего на 115 млн руб.
Главный загрязнитель - ЖКХ
В отличие от чиновников Росприроднадзора, Юрий Шевчук, руководитель Санкт-Петербургского отделения международного `Зеленого Креста`, полагает: водоемы города загрязняют, главным образом, не промышленные предприятия и не танкеры, а объекты жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры как Петербурга, так и Ленинградской области.
- На Петербург приходится приблизительно 50% от общего объема сбросов, загрязняющих Неву, - сообщил `ЭВ` Юрий Шевчук. - Если в центральных районах города очистке подвергают около половины всех коммунальных стоков, то на периферии города, а тем более за его пределами, дела с этим обстоят гораздо хуже. Достаточно вспомнить, например, о жилых домах в Новодевяткино, канализационные системы которых по каким-то причинам не подсоединили к коллекторам, а потому сброс нечистот идет прямиком в водоем.
При этом Юрий Шевчук отмечает: с очисткой стоков на промышленных предприятиях города ситуация пока в целом складывается далеко не самым плохим образом. Может быть, в Росприроднадзоре этого не замечают, чересчур увлекшись применением к предприятиям штрафных санкций?
По информации `Зеленого Креста`, уровень загрязнения воды в Неве сегодня относят к 3-му, среднему, классу опасности
|