В 2007 году произошло 11 авиапроисшествий с российским флотом коммерческой авиации и 12 - с воздушными судами авиации общего назначения. Половина из этих случаев - катастрофы. Так называемых инцидентов, квалифицируемых как выход транспортного средства из строя без тяжких последствий, зарегистрировано около двух тысяч. Основная причина - износ воздушных самолетов и вертолетов.
Авиастроение продолжает реформироваться и пока не обеспечивает пополнение парка судов современными экономичными и высоконадежными транспортными средствами, вынужден был признать руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков на недавнем совещании в Минтрансе РФ.
Средний возраст магистральных пассажирских самолетов уже превысил 20 лет, а регионального парка - 30 лет. Парк продолжает стареть. В Ространснадзоре обеспокоены надежностью системы снабжения авиапредприятий комплектующими, их дороговизной и качеством восстановления отработавших свой срок изделий.
В результате в российском небе сегодня - свыше 264 иностранных воздушных судов, что впятеро больше, чем в 2003-м. Даже высокие таможенные пошлины и налоги не останавливают ввоз зарубежного магистрального флота, и только административные барьеры сдерживают их приток на региональные рынки.
Еще несколько лет назад в РФ было свыше 300 коммерческих авиакомпаний, а теперь их не более 178. При этом увеличился парк простаивающих летательных аппаратов. Можно предположить, что процесс выбывания части воздушного флота из эксплуатации продолжится, а свободные ниши заполнят иностранные перевозчики.
- Авиарынок РФ в целом остается практически закрытым для иностранных инвесторов. И можно объяснить, почему. За последние три года цены на билеты ведущих российских авиаперевозчиков росли следом за `утяжелением` их затрат. А в Европе наблюдался обратный процесс: при том, что расходы авиаперевозчиков увеличились более чем вдвое, средняя цена на билет сократилась на 30%. Нашей компании, например, этого удалось добиться благодаря совершенствованию логистики авиамаршрутов, использованию более экономичных самолетов и увеличению производительности труда обслуживающего флот технического персонала на 90%, - прокомментировал ситуацию президент и исполнительный директор авиакомпании Finnair Юкка Хиенонен.
В Finnair изменилась структура воздушного флота: ранее в нем доминировали крупные воздушные суда. Теперь из 67 самолетов значительную часть составляет небольшой флот, используемый на коротких и среднемагистральных линиях. Это, соответственно, 23 воздушных судна Embraer 170/190 вместимостью 76-100 пассажиров и 29 Airbus 319/320/321 на 105-196 мест. Крупных самолетов Airbus 340/330 на 269-295 мест - не более пятнадцати. В ближайшие годы их предполагается частично обновить на Airbus 350 и дополнить парк самолетами.
В целом на покупку 15 таких воздушных судов компания намерена потратить в 2007-2009 гг. 1 млрд евро. И еще столько же - вложить в приобретение Airbus 319. Учитывая, что эти самолеты дешевле, а их парк - молодой, то несложно предположить, что в целом доля среднемагистральных машин в финской компании увеличится.
Разные типы самолетов позволяют увеличить заполняемость салонов и сократить объем сжигаемого топлива в расчете на одного пассажира. Еще один резерв снижения стоимости авиабилетов - расширение круга партнеров по продаже услуг. Однако на практике складываются условия, наоборот, для повышения цен. Розничные продажи оптимизируют за счет развития электронного документооборота, а оптовые - за счет расширения круга туроператоров.
Как заметил Ю. Хиенонен, предлагаемые российскими туроператорами пакеты услуг на 30% дороже аналогичных сервисов для европейских путешественников. Это указывает на не слишком эффективные цепочки партнерства с зарубежными партнерами. Участие в бизнесе таких перевозчиков, как Finnair, поможет повысить конкурентоспособность пакетов туруслуг для российских путешественников.
Аналогичного мнения придерживаются в компании Ceske Aerolinie A.S. А высокие финансовые показатели Deutsche Lufthansa AG в 2007 году обеспечены также во многом благодаря совершенствованию логистики воздушных маршрутов, развитию партнерских сетей и инвестиций в информационные технологии. В списке заказов концерна - более 170 новых самолетов, причем также разного типа.
Гибкая стратегия, как утверждает председатель совета директоров Deutsche Lufthansa AG Вольфганг Майрхубер, позволяет рассчитывать на дальнейший рост оборотов, `несмотря на максимальный уровень цен на топливо, неуверенность на финансовых рынках и острую конкуренцию на международном рынке авиаперевозок`.
Отсюда можно сделать неутешительный вывод: без инноваций российские авиаперевозчики могут быть в ближайшие годы отброшены назад из-за неэффективного ведения бизнеса. По прогнозам экспертов, цены на авиабилеты в РФ при других технологиях продаж, при использовании современного подвижного состава и отмене таможенных пошлин на ввоз самолетов из-за границы могут быть снижены примерно в полтора раза.
|