Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Разбор полетов - ЭиВ N 13 (697)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Разбор полетов
No. 13 (697) 14.04.2008
Владимир СЕРГАЧЕВ
Свободные профсоюзы подытожили результаты 2007 года
С точки зрения их активности, прошлый год оказался просто ударным. Из семи официально зафиксированных Росстатом забастовок, к примеру, шесть состоялись в Петербурге и Ленинградской области. Однако важен не только результат, выразившийся в конкретных цифрах повышения заработной платы и приобретении дополнительных льгот. Опыт, полученный в ходе защиты трудовых прав, порой оказывается значительно ценнее.



Чего добились



Главный успех свободных профсоюзов города и области с материальной стороны - увеличение с 1 марта заработной платы на `Форде` на 16-21%. По приблизительным оценкам, сейчас средняя зарплата сотрудников автоконцерна составляет около 25,5 тыс. рублей, а начальная ставка увеличена до 19 тыс. рублей. Кроме того, работники получили специальную накопительную программу, дополнительные скидки на приобретение новых автомобилей, бесплатные обеды и выплаты за стаж. Будет утверждено и новое расписание смен, которое согласуют с профсоюзом. Вместе с тем достичь удовлетворения первоначальных требований (повышения ставки зарплаты, как минимум, на 35%), не удалось.

На других предприятиях подобных результатов не добились по разным причинам. К тому же, наученные опытом коллег, работодатели действовали предельно внимательно и использовали малейшую возможность законодательным образом остановить разгорающийся трудовой конфликт. И в ряде случаев им это удалось, в том числе и потому, что были уволены лидеры и активисты профсоюзных организаций. Так, в частности, случилось на `Хайнекене` и в петербургском подразделении `Почты России`. Однако главной причиной неудач организаторы свободных профсоюзов считают низкую социальную активность работников компаний, недостаточную подготовку профактива и слабую организацию акций по защите их трудовых прав.



Первым делом - команда



Результаты на `Форде` были получены только по той причине, что там забастовка стала действительно массовой. Даже по официальным данным, в ней приняли участие более 1,3 тыс. человек: в течение более чем 3 недель конвейер завода не работал в полную силу. За это время на предприятии не выпустили почти 5 тыс. автомашин, что привело к недополученнию прибыли в размере около $70 млн.

Многие лидеры питерских свободных профсоюзов не скрывают: победа в противоборстве с руководством компаний, имеющих огромный материальный и административный ресурс, не достижима без сплоченной команды. Не одного-двух человек, а большой группы активистов, в которой роли тщательно распределены роли. Так как это и было сделано на `Форде`, где председатель местного профсоюза Алексей Этманов сумел создать актив, способный быстро, грамотно и эффективно отвечать на любые действия администрации завода.

- Наш опыт показывает: в деле отстаивания трудовых прав в тех условиях, которые мы имеем, мелочей быть не может, - заявил его коллега Александр Астафьев. - Важно абсолютно все: наличие команды, подготовка, распределение обязанностей, анализ достижений и неудач, применение ноу-хау, хорошая связь между участниками акции. Надо понимать: учимся не только мы, но и работодатели...

В ходе длинной фордовской забастовки, к примеру, был использован знаменитый теперь `веер Лесика` - одновременный выход на коллективные трудовые споры (и последующие забастовки) по разным пунктам разногласий.

С другой стороны, администрация тоже не сидела сложа руки, сумев за короткое время найти через кадровое агентство достаточно много временных сотрудников и, таким образом, сумела сократить убытки.

Однако не только команда важна для достижения нужного результата. Необходимы и желание изменить свою жизнь к лучшему, и чувство локтя, и просто гражданское мужество. Борис Игнатов, работавший на ЛМЗ, привел такой пример.

В одном из цехов группа высококвалифицированных рабочих в письменном виде высказала свои претензии к руководству, намереваясь отказаться от выполнения дополнительных, неоплачиваемых и не предусмотренных трудовым договором обязанностей. Однако когда их вызвали `на ковер`, пятеро из них тут же отказались от требований. А один - нет... Так же как и Наталья Ковалева с `Форда`, которая, единственная из всей смены, отказалась выйти на работу вместе с товарищами из двух других смен до тех пор пока не будут удовлетворены справедливые требования рабочих. Есть и примеры другого рода: юрист Андрей Капорин отсудил в пользу работников 804 тысячи рублей...



Помоги себе сам



Участники состоявшегося недавно II Санкт-Петербургского профсоюзного форума уверены: сейчас, когда в Россию одна за другой приходят крупные международные компании, солидарность трудящихся, их умение и желание отстаивать свои права на достойно оплачиваемый труд, жизненно необходимы. Сделать это в одиночку, не имея нужной информации и не умея противостоять административному напору закаленных в трудовых спорах работодателей, практически нереально.

Поэтому выход может быть только один: использовать опыт успехов и неудач, уже полученный на других предприятиях, обучать профактив, создавать единые фонды (обучения, солидарности, органайзинга), тщательно изучать законодательство и налаживать связи с коллегами по труду. В городе, стране и за рубежом.

Сила солому ломит. Но только до тех пор, пока в соломенном снопе не появляется стальной стержень...



Мнения специалистов



Рима Шарифуллина,

президент СПбОО `Петербургская ЭГИДА`:

- К забастовке на `Форде` много раз можно применить слово `впервые`. Впервые такая акция стала столь продолжительной (25 дней). Раньше, в 1990-м, была зафиксирована только 23-дневная. Впервые с 1991 года организован сбор средств в поддержку бастующих рабочих, в ходе забастовки проводились акции солидарности с бастующими у дилеров компании. Впервые спор проводился не по одному списку требований, а по целому спектру разногласий (их было не менее пяти). Впервые рабочие участвовали в заведомо незаконной акции, поскольку никакой речи об уведомлении за 10 дней не шло. Впервые участники забастовки столкнулись с проблемой информирования, так как были выдворены за ворота предприятия. Из-за того, что люди все равно собирались, впервые было возбуждено огромное число административных дел за незаконное пикетирование.



Виталий Желтяков,

представитель профсоюзной организации РПЛБЖ Октябрьской железной дороги:

- Уже начиная подготовку к нашей акции, мы отдавали себе отчет в том, что она, скорее всего, будет тут же признана незаконной. Что, в конечном счете, и произошло. Удивило другое. Что значит протест нескольких сот человек, если коллектив предприятия составляют сотни тысяч? Казалась бы - ничего.

Однако резонанс и в коллективе, и в обществе был очень широкий. Несмотря на то, что руководство РЖД предприняло целый ряд превентивных мер, они свою задачу не вполне выполнили. Люди, оценив тот факт, что трудовых прав можно и нужно добиваться, потянулись в наш профсоюз. Но бороться в одиночку трудно и неэффективно - надо создать условия для того, чтобы члены наших профсоюзов в самых разных отраслях действовали осознанно и с учетом общих интересов.



Михаил Попов,

президент фонда Рабочей академии:

- Несмотря на различные закавыки, наше законодательство запрещает принудительный труд, и поэтому работодатель и работник должны договариваться на устраивающих обе стороны условиях. Если полюбовно договориться не удается, сотрудники вправе использовать и такой инструмент, как забастовка. С чем, как показывает практика, согласны даже суды: если забастовки и признавались незаконными, то, в основном, из-за какой-то мелочи, которую легко учесть в следующий раз. Более того - мы в определенной мере должны быть благодарны прокуратуре, администрациям компаний и судам за то, что они учат нас действовать правильно. Так, чтобы комар носа не подточил. Как бы там ни было, но побеждает только тот, кто движется вперед. Не надо придумывать причин для оправдания бездействия. Надо грамотно и в рамках закона действовать...





Другие материалы рубрики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
29.09.08Ритейл заводит новые связи
29.09.08Коротко
11.08.08Виртуальные гонки за клиентами
Модернизация клиентоориентированных приложений и систем управления базами данных - условие для выживания банков на рынке
11.08.08Коротко
28.07.08Коротко
28.07.08Конкуренция компромиссов
28.07.08Где найти новые знания
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru