По данным агентства ZenithOptimedia, в 2008 году, по сравнению с 2007-м, затраты на рекламу в РФ увеличатся на 25%. Это в 2,4 раза выше, чем в среднем в мире. Практически на том же уровне оценивает темпы роста рынка российской рекламы в Ассоциации коммуникационных агентств России. По его данным, быстрее всего растут сегменты интернет-
и телерекламы.
При этом в Глобальной паутине объем рекламы в 2008-2010 гг. может увеличиться до 25,1 млрд руб. - то есть вчетверо, по сравнению с 2007-м. Фактически эти прогнозы фиксируют, что динамика увеличения объемов рекламного рынка в Интернете начала торможение: ранее она за год прирастала на несколько порядков, в 2008 году, как считают исследователи, - всего лишь удвоится. В дальнейшем по темпам роста начнет сравниваться с телерекламой. Вывод очевиден: глубоко ошибались те аналитики, кто предсказывал, что в 2010-2012 гг. Интернет станет не менее рекламоемким сектором медиа-рынка, чем телевидение. К сожалению, пока статистика свидетельствует не в пользу Глобальной паутины.
Основной недостаток Интернета - непредсказуемость результатов рекламы в сети. Ее аудитория может оказаться лояльной к новому продукту, а может, наоборот, - стать резко `протестной`. В последнем случае результат не доставит удовольствия рекламодателю.
Другая проблема - неопределенность госрегулирования в российской зоне Интернета. Очевидны попытки целого ряда ведомств `атаковать` предпринимательство в сети. Налоговые службы пытаются возбуждать дела о недоимках по отчислениям в бюджет на основе анализа интернет-сайтов. Правоохранительные органы стали анализировать ссылки и `тэги` в расчете выявить в сети сайты, на которых находят `приют` террористы и `пираты`, ворующие чужую интеллектуальную собственность. В результате рекламодатель, может, воспользовавшись сервисом некоторых сайтов, попасть в неприятное положение, сам того не подозревая.
Несложно заметить, что целый ряд рекламоносных порталов вдруг стало лихорадить из-за обвинений в адрес их владельцев в нарушении авторских прав. Иными словами, у порталов в перспективе может быть сужено то поле, которое они `засеивают` информацией и бесплатными услугами для привлечения посетителей.
Приходится признать: первоначальный всплеск темпов роста интернет-рекламы был основан во многом на `теневом` бизнесе. Не случайно в деловых кругах РФ прямая реклама в Интернете считается едва ли не `дурным` тоном: в сети рекламируется в основном тот, кто не имеет достаточно денег для использования других медиа-носителей. Фактически это площадка для продвижения услуг сомнительных фирм и малых компаний, которые находятся на стартовом этапе развития.
Совершенно очевидно, что реклама, недополученная Интернетом по прогнозам предыдущих лет, успешно `поглощается` эфирным телевидением. В 2008 году, как ожидается, бюджеты крупных компаний на ТВ-рекламу, несмотря на повышение цен на центральных каналах в 1,5 раза, увеличатся на 30%. В 2010-м общие затраты на ТВ-рекламу могут составить 218,7 млрд руб.
Не оправдываются также прогнозы о сокращении доли наружной рекламы. Затраты на outdoor вырастут за три года до 64,9 млрд руб. (+18,5%). И это при том, что развивается и относительно новая для России часть медиа-рынка - indoor-носители (кинотеатры, супермаркеты). Объем этого рынка увеличится до 5,7 млрд руб. (+35%).
Медленнее всего вырастут затраты рекламодателей на рекламу в печатных СМИ - до 78,8 млрд руб. (+16%). Здесь, правда, необходим комментарий: в эту группу исследователи включают только издания, имеющие социальный характер. По данным полиграфистов, этот рынок печатных СМИ ежегодно удваивается - в основном за счет специализированной периодики, имеющей определенный список профильных `якорных` рекламодателей.
|