К такому выводу можно прийти, анализируя итоги проведенного компанией HeadHunter::Санкт-Петербург исследования гендерных различий, существующих на рынке труда Северо-Западного региона России. Оно проведено на основе рассмотрения резюме, размещенных соискателями на сайте www.hh.ru в 2007 году (сейчас их насчитывают более 1 млн 580 тыс.)
Самые активные - двадцатилетние
Как показывают данные исследования, наиболее активны в поиске работы те жители округа, которые находятся в возрасте от 20 до 45 лет. Они практически всегда готовы рассматривать новые предложения и менять места. Однако если рассматривать итоги более подробно, легко заметить значительные отличия в возрасте претендентов на вакансии среди мужчин и женщин.
Во-первых, соискателей-женщин гораздо больше в возрастном диапазоне от 20 до 30 лет (71% против 58% у мужчин). Во-вторых, мужчины гораздо чаще размещают резюме, будучи в возрасте старше 45 лет: если претендующих на работу женщин всего 3% от общего числа соискателей, то мужчин, по меньшей мере, вдвое больше (7%). В-третьих, мужская часть соискателей Северо-Западного региона страны менее активна в возрасте 20-25 лет, однако услуги тех специалистов-мужчин, которые находятся в возрасте 30-35 лет, представлены на рынке труда значительно шире.
По всей вероятности, такая ситуация объясняется смещением социальных функций женщин. Сейчас, в отличие от недавнего прошлого, 20-летние представительницы прекрасного пола нередко заняты исключительно карьерой. Лишь потом, перешагнув порог 30 лет и добившись достаточно прочного профессионального и материального положения, они выходят замуж, обзаводятся детьми, и, как следствие, их активность на рынке труда резко снижается.
Образование - на высоте
Данные исследования говорят о том, что общий образовательный уровень соискателей в СЗФО довольно высок вне зависимости от пола: около 80% из них имеют высшее и 13% - неполное высшее образование. При этом надо учитывать, по крайней мере, два значимых фактора.
Первый - сайт www.hh.ru предназначен для тех, кто занят поиском работы в сфере среднего и высшего квалификационного уровня.
Второй - столь значительный процент хорошо образованных соискателей связан со все возрастающей активностью студентов, которые стремятся начать свою карьеру и получить опыт задолго до выпуска из учебного заведения.
Работа одна.
Деньги - разные...
Работая на одинаковых должностях с мужчинами, женщины традиционно получают меньшую заработную плату. Эта ситуация стала настолько привычной (причем не только в России, но и в других странах мира), что представительницы слабого пола, устраиваясь на работу, соглашаются на зарплату, не отражающую реальный уровень их квалификации. По данным Head-Hunter::Санкт-Петербург, лишь 19% женщин претендовали в 2007 году на зарплату от 37 тыс. рублей. При этом доля мужчин, запрашивающих подобный уровень дохода при поиске работы в Северо-Западном регионе нашей страны, - около 44%.
Хорошо заметны отличия в зарплатных предпочтениях и среди тех, кто оценивает свои услуги по максимуму. Так, почти 2% соискателей мужского пола намерены трудиться за вознаграждение не менее чем в 125 тыс. рублей ежемесячно. Среди женщин таких насчитывают всего 0,4%... Одновременно на самую меньшую оплату труда (до 12 тыс. рублей в месяц) претендуют почти 11% представительниц слабого пола, а среди мужчин таковых находится только 4%.
Если оценивать ситуацию в целом, то зарплатные аппетиты мужской части претендентов на вакансии примерно на 15-20% выше, чем у женской. Не случайно многие работодатели, принимая на работу специалистов, нередко отдают предпочтение 30-40-летним женщинам. Зачастую они трудятся значительно лучше и меньше подвержены негативным привычкам. К тому же на них можно сэкономить...
Каждому свое
Исторически считается, что лучшая работа для женщин - связанная с людьми. На самом деле соискательницы Северо-Запада России опровергают это мнение, отдавая предпочтение сфере, в которой проявляются классические женские качества: терпение и усидчивость.
13% соискательниц округа, размещая резюме, выбрали отрасль, связанную с управлением и финансами (среди мужчин таких нашлось всего 4%). На втором месте по популярности у женщин сфера маркетинга, рекламы и PR. По данным HeadHunter::Санкт-Петербург, в ней хотели бы работать 12% соискательниц. Третье место прочно занимают вакансии секретаря, персонального помощника, офис-менеджера и делопроизводителя. Впрочем, незначительно уступают им по количеству резюме женщин, занятых в сфере продаж, работающих менеджерами по персоналу и тренерами. Что касается высшего менеджмента, то такие должностные позиции в компаниях занимает лишь 1% женщин, а среди мужчин этот показатель достигает почти 6%.
Среди мужской части соискателей Северо-Западного федерального округа преобладают IT-специалисты (16%), специалисты в области продаж (18%) и производственники (11%). Вместе с тем есть и сферы экономики, в которых представители сильного пола явно отдали пальму первенства женщинам. Так, среди ищущих работу в сфере юриспруденции дам вдвое больше, а в туризме - вчетверо.
Вместе с тем аналитики отмечают, что в последнее время активно ведется перераспределение сфер деятельности по половому признаку. В настоящее время сугубо мужских или жен-ских профессий практически не осталось, так как все они успешно осваиваются представителями обоих полов.
|