Локомотивом этих преобразований является Псковский сельскохозяйственный техникум. Внедряя инновационную технологию подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, он стал ресурсным центром для всей системы профессионального образования области.
Два проекта в одном `флаконе`
Сейчас нередко можно услышать, что система среднего специального образования находится на грани развала. Особенно после введения двухуровневой вузовской системы подготовки кадров.
Считается, что теперь высшее образование можно получить за такое же время, как и среднее специальное. А раз так, все кинутся в вузы, чтобы получить более престижный диплом, и наша экономика вскоре останется без выпускников ПТУ, колледжей и техникумов. Придется, мол, восполнять их гастарбайтерами из соседних государств.
Как реанимировать среднее профобразование? Один из перспективных подходов к решению этой проблемы апробируют в Псковской области. Тут и администрация, и бизнес-сообщество, кажется, наконец-то поняли, что профучилища, колледжи и техникумы - это часть реального сектора экономики, в которую следует вкладывать деньги. Примером такого подхода как раз и является Псковский сельскохозяйственный техникум.
Главное - вовремя поддержать
В Псковской области в систему среднего профессионального образования входят 18 учебных заведений, в которых по 51 специальности обучается около 12 тыс. человек. Из них примерно 3 тыс. ежегодно становятся специалистами среднего звена и квалифицированными рабочими. Растет их востребованность на рынке труда. Например, по итогам 2007 года по окончании учебы трудоустроено 70% выпуск-ников, причем 89% из них сразу начали работать по полученной специальности.
- Значимость и приоритет среднего профессионального образования очень велики. Со стороны администрации Псковской области и на уровне правительства России предпринимаются очень серьезные шаги, чтобы его возродить, придать ему импульс развития. Не случайно с прошлого года поддержка профобразования является отдельным направлением нацпроекта, - подчеркнул первый заместитель начальника областного управления образования Николай Соловьев.
Концентрация ресурсов
Важную роль в подготовке специалистов среднего звена всегда играл Псковский сельскохозяйственный техникум. С прошлого года эта роль возросла еще больше. Сейчас он является ресурсным центром для всей системы профобразования области. Идея нашла поддержку не только в коллективе техникума, но и в администрации области, среди работодателей - заказчиков кадров. В короткие сроки разработали программу, которая революционизировала всю систему учебного процесса, администрация региона и бизнес-партнеры техникума выделили под нее 30 млн рублей. Под областные 30 млн он получил еще столько же из федеральной казны в качестве гранта. Итого, 60 млн рублей плюс около 30 млн прямого финансирования - с такими деньгами уже можно было развернуться.
Менее чем за год удалось существенно обновить учебную и материально-техническую базу техникума. `Только машинный парк увеличился на треть, - поведал на пресс-конференции директор. - Также созданы и оснащены новые лаборатории: металлообработки, новых технологий, технологии приготовления пищи, отработки навыков вождения автомобилей и тракторов`. Но самое, пожалуй, главное: сейчас в техникуме сконцентрированы образовательные ресурсы, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных специалистов, - кадровые, научно-методические, информационные, новое учебно-лабораторное оборудование. Техникум оснащен компьютерами, мультимедийным оборудованием, мини-типографией.
На шаг впереди
Как результат, растет интерес к техникуму выпускников школ и работодателей. Если в 2005 году было принято 180 студентов на бюджетные и всего 20 - на платные места, то в прошлом году прием составил, соответственно, 260 и 137 человек. К сожалению, большинство выпускников сразу отправляют в армию, однако после службы от 60% до 70% из них идут работать по прямому назначению, в сельское хозяйство, а еще около 30% поступают в вузы по основному профилю. Благодаря проекту сразу с 4 до 15 выросло число специальностей.
Более того, техникум начал работать на опережение, примером чего является специальность `Технология продукции общественного питания`. Она еще даже не внесена в государственный реестр, и стандарты обучения по ней только разрабатываются. Потому трем специалистам техникума пришлось побывать на стажировке в США. Как заметил Александр Задонцев, если специальность не внесут в реестр, студенты будут обучаться по ней в качестве факультатива.
Нужен адекватный стимул
`Хорошее профессиональное образование, в том числе среднее, часто более полезно, чем бесполезное высшее, полученное формально`, - сказал в заключение А. Задонцев.
От себя добавим, что хорошо бы еще студентам техникумов повысить стипендии, а молодым специалистам - поднять зарплату. Чтобы они имели не меньше, чем студент вуза, получивший высшее образование формально, зачастую лишь ради престижного диплома в кармане.
|