Инвестиции в рынок Северо-Запада даже при неблагоприятных обстоятельствах оборачиваются для иностранных инвесторов прибылью. Так, финская компания Elcoteq Network построила в Петербурге завод по сборке электронных плат и комплектов кабеля для телефонных станций в 1997 году. Основными заказчиками были тогда компании Husqvarna (швейные машины) и Ericsson (мобильники). Были надежды на госзакупки от российских телефонистов, но финансовый кризис 1998 года на несколько лет затормозил модернизацию отечественной проводной связи.
Это вызвало недовольство финнов. Чтобы умилостивить предпринимателей в 1999 году, власти города активно пробивали для инвестора, обещавшего вложить в проект развития мощностей $100 млн, льготы в Правительстве РФ и ГТК РФ. Для снижения за-трат в ЗАО `Элкотек` просили предоставить ему режим свободного таможенного склада.
Однако это означало возможность ввоза и вывоза оборудования практически без до-смотра, на основе выборочных проверок. В ГТК РФ на это не согласились. И, в свою очередь, предложили компании организовать таможенный досмотр прямо на производстве. Но такая схема руководство ЗАО `Элкотек` не устроила.
Ускользающие перспективы
С западными заказчиками ЗАО `Элкотек` не очень повезло: компании Husqvarna и Ericsson вошли в полосу финансовых проблем. Сегодня эти заказчики в прежнем виде не существуют. После слияний на рынке появились брэнды VSM и Sony-Ericsson уже с другой логистикой и схемами поставок комплектующих.
В 2000 году у `Элкотека` появились новые заказчики. В их числе - датская компания Danfoss, которой требовались компоненты систем электронного управления термостатов и морозильников. Ходили слухи, что Ericsson собирался разместить в Петербурге заказы на производство комплектующих для коммутационного оборудования, в том числе городских станций. Однако пока о начале реализации подобных заказов сообщений так и не появилось.
Новый виток развития в ЗАО `Элкотек` развернули в 2004 году. В новую площадку вкладывали 25 млн евро инвестиций под контракты прежде всего со швейцарской фирмой Schmid Telecom на поставки оборудования по технологии передачи данных xDSL (широкополосный доступ в Интернет) с прицелом, опять-таки, на реформу российской телефонии, где внедряли услугу, известную сегодня на Северо-Западе под брэндом `Авангард`.
По-видимому, были планы развернуть в Петербурге и выпуск мобильных трубок. На это указывали перестановки в руководстве завода. Но и этим надеждам было не суждено сбыться: российские телефонисты нашли более выгодные решения, а сборка мобильников в РФ оказалась невыгодной.
В результате примерно 5% продукции завода составили автомобильные hands-free, 25% - ADSL-модемы, 30% - платы для швейных машин и оставшиеся 40% - платы для сотовых базовых станций. Новая порция инвестиций в 15 млн евро (без учета инфраструктурных вложений в новые площадки) оказалась гораздо меньше, чем финны обещали ранее. Возникал вопрос о дальнейших перспективах развития.
На все эти обстоятельства почему-то тогда не обратили внимание ведущие россий-ские аналитики, комментируя программу развития ЗАО `Элкотек`. В частности, типичным выглядело мнение ИФК `Финам`: `Российский рынок стал достаточно большим для того, чтобы приходить сюда серьезно`. И инвесторам пророчили серьезный финансовый успех.
Кризисная полоса
В 2006-2007 гг. Elcoteq вошла в полосу глубокого кризиса. Капитализация компании с 2006 года сократилась почти вшестеро, а ее акции за 2007 год упали в цене почти втрое. Продажа неэффективного имущества стала одним из способов для компании поправить финансовое положение. С момента объявления о планах по продаже петербургского завода стоимость акций выросла на 13%: акционеры после этого ожидали повышения доходности и улучшения баланса Elcoteq в 2008 году.
На мировых финансовых площадках было известно, что петербургский завод, где работали 550 сотрудников (планировалось, напомним, создать втрое больше рабочих мест), приносил финнам солидные убытки. По косвенным оценкам, Elcoteq в итоге окупил свои инвестиции в обустройство производственной площадки в Петербурге. В част-ности, в петербургском офисе Colliers Int. оценили недвижимость (15 тыс. кв. метров) в $25-30 млн (с учетом земли). Такие вложения оказались самой выгодной частью российского проекта.
Официальной причиной неудачи финны назвали госполитику, при которой таможенные пошлины на ввоз компонентов оказываются выше, чем на ввоз готовых изделий. О том, что стоимость этих изделий, например в Китае, оказывается меньше, финские специалисты умолчали. Между тем расчеты независимых экспертов показывают: в Российской Федерации в нынешней системе координат имеет смысл выпускать только инновационные продукты. Такими технологиями никто из западных компаний с РФ пока не делится. А штамповать в Петербурге старые модели, которые оказываются неконкурентными с китайскими производителями, действительно, сплошной убыток.
Инновации против `отвертки`
Государство не стремится поощрять `отверточный` бизнес, который пытаются перенести в РФ некоторые иностранные компании. В России и без них хватает отечественных `отверточных` фирм. С этой позиции следует сегодня оценивать приход новых инвесторов.
Производственная площадка Elcoteq в Петербурге переходит сингапурской компании Flextronics. Она нацеливается на довольно емкий рынок жидкокристаллических телевизоров. Его нельзя назвать неконкурентным: ЖК-панели уже выпускают, например, в Калининграде. Летом 2007 года подписано инвестсоглашение, по которому корей-ская компания Samsung Electronics собирается построить в Калужской области завод по выпуску ЖК-телевизоров. Инвестиции - $100 млн.
В компании Foxconn Electronics (Тайвань) в новый завод в Петербурге по выпуску компьютеров и ЖК-панелей вместе с Hewlett-Packard планируют вложить более $50 млн.
Примерно столько же намерены инвестировать в производство электронных компонентов в компании Flextronics. В 2007 году, заметим, оценки этого проекта давались выше: речь шла о $100 млн вложений. Возможно, они появились с учетом дальней перспективы расширения мощностей и продуктовой линейки завода.
В принципе, это будет неизбежно при насыщении российского рынка ЖК-панелями. Уже сейчас в них не ощущается дефицита. Вопрос расширения сбыта - это во многом вопрос цены на ЖК-панели и желания потребителей сменить используемые старые приборы с электронно-лучевыми трубками. Неустойчивость рынка заставляет на этот раз быть крайне осторожными с оценками нового проекта.
Можно сказать одно: сбыт продукции в нем ориентирован не на госсектор и зарубежных заказчиков, а на российский потребительский рынок. На нем предстоит завоевывать позиции нелегким трудом.
|