Александр Бойко, председатель подкомитета по развитию индустрии упаковки ТПП РФ, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков НКПак:
- Индустрия упаковки, обеспечивающая конкурентоспособность отечественных товаров, их продвижение на внутреннем и внешнем рынках, в значительной степени влияющая на качество жизни людей, должна быть признана обществом и государством как жизненно важная. Первый результат уже есть: с 5 февраля 2008 года Постановлением Правительства РФ N 48 от 5 февраля 2008 года утверждены ставки ввозной таможенной пошлины на бумагу и картон самоклеящиеся в размере 5% от таможенной стоимости.
Вполне позитивные результаты для индустрии упаковки в 2007 году основывались на объемном багаже успехов предыдущих 5-7 лет.
Постоянно рос спрос на большинство упаковочных изделий и материалов: это заложило основу для развития их производства в нашей стране. Многие предприятия были модернизированы или вновь построены (гофрокартон, гибкая упаковка, стеклотара). Этому способствовало Постановление Правительства РФ от 24.03.06, в соответствии с которым были обнулены таможенные пошлины на ввоз оборудования для изготовления картонных коробок, ящиков, туб и других видов упаковки. В 2007 году рост объемов производства упаковочных материалов и изделий составил около 12%.
Но в ушедшем году продолжала снижаться рентабельность производства, а импорт готовой упаковки, наоборот, рос. К негативным факторам также относят монополизацию рынка сырья и слабую нормативно-техническую и научную базы. Все эти обстоятельства отразились не только на средних и малых предприятиях, но и на крупнейших российских производителях.
Эксперты подчеркивают, что если не принять срочные меры к решению этих проблем, 2008 год может стать для российской индустрии упаковки переломным в худшем смысле этого слова.
Таможня не дает добро
Ввозные пошлины на сырье для производства упаковки в 2-3 раза ниже, чем пошлины на ввоз готовой продукции: рынок импортного сырья для России закрыт. При этом отрасль испытывает жесткий дефицит сырья, а отечественное пока не может обеспечить выпуск конкурентной упаковки (картон, бумага, полиэтилен, алюминиевая фольга).
Эксперты подчеркивают, что положение дел в целлюлозно-бумажной, химической отраслях не позволяет надеяться на быстрое решение проблемы сырья: необходимы большие средства, время на строительство и реконструкцию этих предприятий. Все эти обстоятельства дают возможность отечественным поставщикам сырья взвинчивать цены на свой товар.
В результате - снижается конкурентоспособность отечественной индустрии упаковки, растет импорт и дорожают товары народного потребления. Эксперты признают, что такая ситуация может привести к потере внутреннего рынка упаковки, который займут зарубежные производители, тем более что потребности российского рынка растут из года в год.
Решение видится в урегулировании таможенных пошлин на ввоз готовой импортной продукции, а также импортного сырья, которое восполнит недостаток своего. Отрасли поможет даже временное снижение пошлин на ввоз сырья: время позволит накопить ресурсы, необходимые для производства отечественной конкурентоспособной продукции.
На нуле
Многие российские предприятия-производители работают на грани убыточности или очень близки к этому. Зато бизнес компаний, которые занимаются торговлей готовой импортной продукцией, складывается вполне удачно. Ситуация, когда торговать выгоднее, чем производить, характерна для многих отраслей отечественной промышленности.
Производителям невыгодно вкладывать средства в развитие предприятия, не говоря уж о том, что некоторые компании вообще не могут себе позволить никаких инвестиций. Но даже если средства в обновление техбазы вложены, использовать ее максимально эффективно также пока сложно, так как не хватает квалифицированного персонала.
Российские производители находятся в неравных условиях с зарубежными конкурентами: на рынке лидирует продукция иностранного производства, которая дешевле и разнообразнее.
Из отечественных производителей неплохо живут разве что москвичи, которые могут конкурировать с иностранцами. У представителей отраслевых союзов и ассоциаций есть предложения на счет наиболее адекватного поведения компаний в создавшихся условиях, но чтобы обсудить их предметно, им придется дождаться конференции, которая должна состояться в рамках выставки `Росупак-2008` в июне.
Эксперты полагают, что, несмотря на тяжелое положение отрасли, настраиваться по поводу ее будущего пессимистически не стоит. В последние годы, и особенно во время `упаковочного бума`, который пришелся на 2005-2006 гг., упаковка активно развивалась, определила работу перерабатывающих отраслей промышленности, транспорта, состояние потребительского рынка. Эксперты утверждают, что дальнейшее развитие рынка упаковки в России объективно предопределено ходом экономического и социального развития страны.
Мнения экспертов
Наталья Гаврилова, директор по развитию ООО `ЛеоПак`:
- Основные факторы, тормозящие развитие отрасли упаковки, - это неустойчивые цены на сырье, рынок которого монополизирован, и нестабильность основных мировых валют (евро и доллар). Вследствие всего этого цены на сырье и окрашивающие концентраты для полимеров постоянно меняются.
Для выживания отрасли действительно необходимы не проекты по ее развитию - все давно уже исследовано и разработано, а обновление штата оборудования, замена его на более эффективное. Для сокращения себестоимости продукции нужны высокоскоростные мощности. К сожалению, в Петербурге не все производители могут себе позволить оборудование, стоящее миллионы долларов. Поэтому на рынок Северо-Запада закономерно выходят московские производители, открывая свои представительства, предлагая хорошие цены на большие объемы заказов и достаточно неплохое качество продукции.
Петербург - самый `сетевой` город; в этом и состоит главное отличие его рынка упаковки от других крупных городов. При хороших тиражах сети имеют возможность `выбивать` самые низкие цены на пакеты, а компании-производители выживают только за счет уменьшения своей прибыли.
Ян Тарапонов, генеральный директор ООО `ВариоПак`:
- 2007 год был очень непростым для отрасли: это связанно с обострением конкурентной борьбы между российскими производителями и импортерами готовой продукции из ближнего и дальнего зарубежья. Следствием этого стали новые ценовые войны, направленные не на вытеснение импорта, а на сохранение собственного производства за счет всех доступных средств. Это позитивный подход, но последствия могут оказаться весьма негативными. В первую очередь, резко снизится рентабельность, которая уже сейчас стремится к нулю.
Проблемы отрасли заложены в сырьевой базе: например, для производства полимерных стретч-пленок используется на 100% импортное сырье. Отсутствие российского производителя сырья лишает отрасль возможности поступательно развиваться. Это также негативно влияет и на ценообразование, и на обеспечение клиентов различными типами пленок.
На сегодня только два российских производителя декларируют возможное начало выпуска этого вида пленки: Казаньоргсинтез и Нежнекамкий НПЗ. Однако для обеспечения выпуска востребованных марок сырья и стабильности при его серийном производстве необходима очень тесная работа потребителя с переработчиком, а в России это только зарождается.
Евгений Быковский, генеральный директор ЗАО `Мерпаса`:
- Дефицит сырья - основной фактор, сдерживающий развитие всей упаковочной отрасли. В 2007 году проблема дефицита коснулась практически всех основных полимеров, а также картона. На мой взгляд, причина этого кроется в том, что модернизация упаковочной отрасли началась с менее капиталоемких и быстро окупающихся проектов - производств разного рода пленок и изделий из пластмассы. А проекты по производству сырья оставались на втором плане из-за того, что были невостребованы среди частных инвесторов, кроме того, и со стороны государства отсутствовало должное внимание к отрасли. Если для частного бизнеса сырьевые проекты были слишком затратными и долгосрочными, чем, например нефтедобывающая или металлопроизводящая отрасли, то для государства на первом месте стояло решение других проблем. Несколько лет назад ряд проектов по производству сырья был запущен, но, до того как эти предприятия начнут выпускать свою продукцию, придется ждать от 1 до 2-3 лет.
В данный момент на российском рынке упаковки конкуренция достаточно ощутима: в каждом небольшом сегменте присутствует сразу несколько производителей.
|