Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Как поменять `программу` сарафанного радио - ЭиВ N 9 (693)
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
Как поменять `программу` сарафанного радио
No. 9 (693) 17.03.2008
Как вы понимаете, речь пойдет о слухах. Но не о тех, которые свойственно распро-странять излюбленным персонажам юмористов с приподъездных лавочек. О других. О тех, которые передают из уст в уста хорошо одетые дамы и мужчины, пользующиеся дорогими одеколонами. О неофициальной информации, со скоростью звука кочующей по кабинетам офиса и опутывающей всех и вся...



Только на слух



Как правило, само слово `слух` обычно воспринимают как что-то заведомо ложное, не имеющее под собой основания. Однако если быть научно точным - это `информация, передающаяся по каналам межличностного общения, достоверность которой не может гарантироваться`. По сути дела, слухи - сведения, передающиеся по неформальным каналам, от одного сотрудника компании к другому. Причем вовсе необязательно это должно происходить в `курилке` - традиционном месте обмена мнениями и перемывания косточек. Может ли слухов не быть вообще? Теоретически - да. Практически - нет. А если так, то стоит разобраться хотя бы в том, отчего они появляются.



Во всем виноват дефицит



Специалисты в области человеческих взаимоотношений уверены: слух появляется не на пустом месте. `Дыма без огня не бывает`. Его родитель - недостаток информации. Как только официальных сведений не хватает - он тут как тут.

Новая сотрудница, к которой зачастил начальник, тут же получает `черную метку` любовницы, хотя визиты вполне объяснимы сложностью ее проекта. Уволившийся `вдруг` без объяснения причин коллега незамедлительно получает статус мученика и борца за справедливость, а сам факт его увольнения в `курилке` формулируют просто: `съели`.

Кроме того, источником негативных слухов в коллективе может быть и официальная, но недостоверная информация. Обычно это происходит, когда руководство предприятия хочет выдать желаемое за действительное.

Например, если сотрудник увольняется по причине того, что не видит перспектив развития фирмы и после неоднократных попыток изменить ситуацию к лучшему принимает решение ее покинуть. Нередко недальновидные начальники стараются объяснить действия подчиненного тем, что `он сам не готов развиваться`, `его личные интересы пошли вразрез с общими` и т. д. Однако можно не сомневаться в том, что истинная причина ухода к конкурентам очень быстро станет хитом слухов. И можно с уверенностью говорить о том, что имидж компании от этого не выиграет. А можно ли управлять слухами? И стоит ли с ними бороться?



Не бояться, а управлять



Бороться со слухами можно и даже необходимо. Но не запретительными мерами (`больше двух не собираться`) и не штрафными санкциями (еще нужно придумать соответствующую формулировку), а путем предоставления своевременной и достоверной информации по основному, официальному, каналу информации, которым могут быть объявление и собрание, внутрифирменная рассылка, стенная или корпоративная газета. Хороший эффект дает и такой простой способ, как `хождение в народ`: если `высокий` начальник не гнушается пообщаться с людьми напрямую, дает им возможность высказаться, задать любые вопросы (и получить ответы на них), то фундамент для построения слухов сразу же становится заметно слабее.

А если слух уже `пошел`? Нередко в этом случае пишут официальные опровержения. Но иногда происходит эффект бумеранга: чем больше оправданий, тем негативнее реакция. Типичный пример - интернет-форумы, на которых соискатели обсуждают достоинства и недостатки работодателей. Бывшие и действующие сотрудники публикуют там всякие, подчас весьма нелицеприятные, мнения как о компаниях в целом, так и об отдельных персонажах. Посетители форумов зачастую спорят и расходятся во взглядах и оценках. Но как только официальный представитель предприятия пытается что-либо опровергнуть, волна негатива накрывает с головой абсолютно всех. По отзывам экспертов, хороший эффект дает переключение внимания людей на что-то еще более волнующее: это событие должно быть из ряда вон выходящим. Этаким информационным вампиром, который всасывает в себя все другие слухи.

Можно ли ими управлять? Вполне. И для этого не нужно разрабатывать особые программы. Надо чаще прислушиваться к тому, что обсуждают в `курилках`, и вовремя принимать профилактические меры. Самый простой вариант - своевременно информировать людей о том, что им интересно больше всего. Причем эти сведения должны быть усвоены ими раньше, чем кто-то кому-то шепнет на ухо.

Как вариант - действие на опережение. То есть `вбрасывание` необходимой информации для создания `нужных` слухов с последую-щим их отслеживанием. И даже корректировкой по `вкусу`...



Сигнал тревоги



По отзывам специалистов, наиболее отрицательны слухи, распространившиеся вовне. Пока негатив зреет внутри коллектива - это полбеды. Но если он добирается до СМИ (включая Интернет) - открывай ворота. Самый худший вариант - слухи о том, что та или иная компания не выполняет обязательств перед сотрудниками, не ценит их труд, не способствует профессиональному росту. Поскольку подобные сведения распространяются стремительно, это ведет к явным потерям как среди работающих, так и потенциальных сотрудников.

Профессионалы в области подбора персонала уверены: позитивный HR-брэнд сейчас не менее ценен, чем популярная торговая марка. Если он измазан грязью, то отмыться всегда сложнее, чем изначально хранить его в чистоте.



Комментарии



Наталья Светлова,

руководитель отдела по работе с клиентами Консалтинговой группы `Альфа Персонал`:

- Слухи в коллективе нередко ассоциируют со сплетнями и воспринимают как нечто негативное. Хотя в действительности это скорее невозможность сотрудника высказаться или, наоборот, получить необходимую информацию о внутренних делах компании. Стоит согласиться, что зачастую слухи несут скорее отрицательную информацию, нежели чем достоверную. Но ими, в отличие от сплетен, можно и нужно управлять, например, `запустив` абсолютно противоположный слух. Но такой метод изначально некорректен. Чтобы противодействовать слухам, стоит, например, регулярно выпускать корпоративную газету или создавать внутренние электронные форумы. А сотрудники, которые являются рьяными их распространителями, совместно с PR-службой, могли бы использовать свой потенциал на поддержание и наполнение информацией данных корпоративных систем связи.



Лариса Бердникова,

президент компании `Персонал Эсто`:

- Наличие коммуникативных систем в сфере управления персоналом просто необходимо. К примеру, внутренняя коммуникация может быть организована письменным образом. Мы называем это `Система трех корзин`: у каждого сотрудника на столе имеется три корзины для входящих, отложенных и исходящих посланий от коллег. Все свои просьбы и заявки он излагает письменно, а обмен посланиями способен осуществлять секретарь. Таким образом, во-первых, достигается экономия времени, а во-вторых - вы можете контролировать продвижение любого, даже самого сложного процесса.





Другие материалы рубрики
КАРЬЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ - спец. приложение
15.12.08Время делает деньги
Как научиться правильно планировать собственный рабочий день
15.12.08Все познается в сравнении
15.12.08Кризис вносит коррективы
15.12.08Тревожное ожидание перемен
Ситуация на рынке труда Республики Коми пока не очень отличается от прошлогодней
15.12.08Коротко
15.12.08Безработица бежит впереди паровоза
15.12.08Новости регионов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru