Современный машиностроительный комплекс - это свыше двадцати отраслей и подотраслей. В него входит целый ряд направлений бизнеса, занятых производством самых разных машин и механизмов, без которых невозможно развитие экономики в целом. Это предприятия, выпускающие продукцию, потребляемую другими компаниями и организациями. Сейчас машиностроение - становой хребет промышленности, и его проблемы автоматически проецируются на производство в целом.
Основа основ
По данным ведущих российских экономистов, в сферу машиностроения входит более 126 тысяч предприятий, на которых трудится свыше 15 млн человек (почти 35% от общего числа занятых в промышленности России). Однако этот комплекс все еще развит мало. Если в развитых странах мира на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости всего промышленного производства, то у нас - менее 25%.
Петербург по праву можно назвать одним из самых промышленных городов нашего государства. В структуре отгруженных товаров продукция машиностроительного комплекса (машины, различные виды оборудования, транспортные средства) в 2007 году заняла 2-е место после `пищевки` (31% и 34% соответственно). За год промышленными предприятиями отгружено продукции на общую сумму 642 млрд рублей (по сравнению с 2006-м, показатель увеличился на 28%). Рост практически во всех отраслях машиностроения обусловлен такими факторами, как интенсивное развертывание сборочных производств легковых автомобилей, а также развитие рынка сбыта в отрасли железнодорожного машиностроения за счет применения лизинговых операций.
Тем не менее многие экономисты считают, что объем выпуска конкурентоспособной продукции машиностроения как в городе на Неве, так и в России в целом явно недостаточен. В качестве примера они приводят такие убыточные отрасли, как электроника, приборо-строение, а также станко-строение, которое последние 8-10 лет, по их мнению, не только никак не развивалось, но и даже не восстанавливалось.
Несмотря на то что уровень зарплат на крупных и средних предприятиях машиностроения ближе всего к средним показателям в промышленности, зарплата в питерском машиностроении существенно ниже, чем в той же `пищевке`, и в 8 раз меньше, чем аналогичная в Финляндии, в 3 раза, чем в Эстонии, и в 2 - чем в Латвии...
Нет людей - нет машин
Между тем основная цель развития машиностроительного комплекса - удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на его продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Это можно сделать только на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособную, высокотехнологичную и восприимчивую к инновациям систему, интегрированную в систему международного разделения труда. Но сделать это без наличия высококвалифицированного персонала невозможно.
Возросшая потребность в специалистах нового уровня, работниках перспективных профессий связана с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых рынков (в том числе зарубежных). По данным опроса руководителей предприятий, на большинстве из них (свыше 70%) подобные меры вызвали дополнительную потребность в рабочих и специалистах, в том числе - способных обслуживать появившиеся технологические новинки. Более двух третей работодателей заявили о повышении спроса на специалистов нового уровня подготовки. В ближайшие 3 года в Петербурге ежегодно будут создавать от 33 до 35 тыс. новых рабочих мест, значительная часть из которых придется на машиностроение. Если не удастся тем или иным способом ослабить нехватку рабочих рук, воплотить планы по значительному увеличению ВРП вряд ли удастся.
Кто не требуется?
В настоящее время в машиностроительном комплексе скорее можно ответить на этот вопрос. Практически все основные профессии в дефиците, начиная от ставших притчей во языцех токарях и фрезеровщиках (а скорее - операторах обрабатывающих центров и станков с ЧПУ) и завершая всеми категориями служащих.
Кроме квалифицированных рабочих, одной из наиболее дефицитных групп персонала являются специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, изучением и прогнозированием спроса на продукцию, продвижением ее на рынок. С нехваткой подобных работников сталкивается половина машиностроительных компаний.
Почти на 45% предприятий ощущается дефицит специалистов по разработке и внедрению информационных технологий. В трети компаний неудовлетворен спрос на специалистов кадровых служб и нормировщиков, а на каждом четвертом заводе требуются экономисты и финансовые работники для работы в цехах и на производстве.
Довольно часто предприятия машиностроительной отрасли испытывают дефицит кадров высшего звена. Более 40% их руководителей указали на отсутствие в нужном количестве специалистов по разработке стратегии развития предприятия, а около трети - на дефицит топ-менеджеров.
Сейчас значительная часть предприятий машиностроения имеет устойчивое финансовое положение, обладает высоким производственным потенциалом и технологиями, одной из главных проблем стал дефицит человеческих ресурсов. И в этом случае без использования инноваций в образовательной и HR-сферах явно не обойтись.
Мнения специалистов
Александр Соловьев,
старший инспектор отдела программ занятости и рынка труда Комитета по занятости населения Петербурга:
- Выход из создавшегося положения, при котором кадровый дефицит постоянно усиливается, - в формировании госзаказа на специалистов и денежной помощи со стороны бизнеса. Решить кадровые проблемы можно только в случае эффективного государственно-частного партнерства в области профессионального образования. Убежден, что внедрение инновационных технологий требует и более высокого уровня подготовки будущих инженеров. Потому нужно усилить участие предприятий и в укреплении материально-технической базы вузов, качественно организовывать производственную практику. Положительные примеры уже есть. Санкт-Петербургские электротехнический (ЛЭТИ) и политехнический университеты уже подписали договоры с целым рядом машиностроительных предприятий о прохождении практики студентов, начиная с третьего курса, а также о последующем их трудо-устройстве. Это вполне может дать хорошие, обнадеживающие результаты.
Анатолий Котов,
начальник Управления развития предпринимательства Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации СПб:
- Главная наша задача - научиться рачительно управлять человеческими ресурсами. А они сейчас стали важнейшим ресурсом развития экономики. Если учитывать, что в Петербурге примерно 2,8 млн трудоспособных жителей, а производительность труда на многих местных предприятиях в 3-5 раз ниже, чем на Западе, у нас есть реальные возможности значительно снизить остроту кадрового дефицита. И надо понимать, что другого пути, кроме как инновационного, у нас нет. Если эффективность труда останется на прежнем уровне, то никаких, даже заемных, человеческих ресурсов нам не хватит. Кроме того, нам крайне необходимо качественно изменить систему обучения, переподготовки и распределения специалистов, поскольку имевшаяся ранее явно не отвечает потребностям современной экономики. Она уже кардинально устарела.
Евгения Дельнова,
директор отделений международного рекрутингового агентства Kelly Services:
- Дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров - глобальная мировая тенденция. По нашим и другим данным, в ближайшие 10 лет вакансий для инженеров и техников, к примеру, откроется в пять раз больше, чем существует рабочих мест сейчас, а число подготовленных по этим направлениям специалистов увеличится только на 25%. Не случайно нашу статью по этому поводу мы озаглавили так: `Если вы инженер - вам в этой жизни повезло`. Для Петербурга сейчас очень важно удержать пальму первенства в привлечении инвестиций и в строительстве новых современных предприятий, на которых труд используется гораздо эффективнее. С учетом того что соискатели даже в России становятся мобильнее, конкуренция за специалистов обостряется. Нашему городу, в частности, в определенной мере приходится спорить, например, с Калугой, где также активно развивается автомобилестроительный кластер и, теоретически часть высококвалифицированных специалистов может выбрать этот город тоже.
|