`Суровость российских законов компенсируется существованием возможностей для практически безнаказанного их несоблюдения`. Специалисты в сфере контроля за уровнем качества товаров и услуг нередко вспоминают это расхожее выражение, говоря о результатах проводимых ими проверок. Выявляя факты нарушений, контролирующие инстанции подчас лишены полномочий по принятию действенных мер к их предупреждению и устранению.
В минувшем году сотрудники Северо-Западного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования осуществили более 700 мероприятий по мониторингу соответствия продукции и оборудования предприятий Петербурга и Ленинградской области отечественным стандартам качества.
- Итоги таковы: значительная часть объектов проверок не отвечала даже элементарным требованиям действующего законодательства, - сообщил Василий Смеречук, руководитель этой организации. - Только к предприятиям и организациям, действующим на территории Ленобласти, применили штрафных санкций на сумму 228 тыс. рублей, а с учетом стоимости конфискованной продукции нарушения обошлись коммерсантам в более чем 1 млн руб.
Эти цифры заставляют усомниться в том, что нерадивые бизнесмены, в большинстве своем, всерьез опасаются визитов его подчиненных.
Говоря о выявленных в 2007 г. нарушениях, которые могут негативно сказываться на жизни граждан, в Северо-Западном межрегиональном территориальном управлении Ростехрегулирования особо отмечают наличие большого количества претензий к качеству электроэнергии в Петербурге и закупаемому в рамках выполнения нацпроекта `Здоровье` оборудования для медицинских учреждений региона.
Возникновение проблем с качеством электроэнергии подчас обусловлено несогласованностью действий разделенных в ходе реформирования РАО `ЕЭС России` генерирующих и электросетевых компаний, а также продавцов электроэнергии. Так, в Петербурге договоры с потребителями заключает продавец - `Петроэлектросбыт`, а за работу электросетевого оборудования отвечает другая организация, не несущая перед потребителем прямой ответственности за качество предоставления услуг. Соответственно, по фактам проверки жалоб контролирующим инстанциям сложно устанавливать виновных и применять к ним санкции.
- Мы стараемся убедить чиновников Минздравсоцразвития в том, что нет смысла приобретать дорогостоящие приборы, которые через год будут никому не нужны, - заявил недавно на пресс-конференции Александр Рагулин, заместитель генерального директора ФГУ `Тест - С.-Петербург`. - На огромные деньги, выделяемые на реализацию национального проекта в сфере здравоохранения, закупают оборудование, которое часто не проходит простейших процедур подтверждения на соответствие требований отечественных стандартов в области качества продукции.
Проще говоря, существует большой риск того, что купленные за казенный счет диагностические приборы будут выявлять недуги у здоровых людей и не находить заболеваний у тех, кто действительно нуждается в помощи медиков.
Доверяй, но проверяй
`Изменения в российском законодательстве становятся все в большей степени ориентированными на повышение уровня доверия к бизнесу со стороны власти, снятие так называемых административных барьеров. Нередко это является причиной неподобающего отношения предприятий и организаций к соблюдению требований в области качества продукции и услуг`, - так полагают в руководстве как Северо-Западного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, так и в ФГУ `Тест - С.-Петербург`.
- Зачастую все, что мы можем сделать по отношению к нарушителям, - это наложить штраф в размере не более 2 тыс. руб. на физическое лицо и в размере не более 20 тыс. руб. - на юридическое лицо, - отметил Василий Смеречук. - Для крупных компаний, таких как тот же `Петроэлектросбыт`, подобные санкции - что укус комара. Но смысл в том, чтобы штрафовать недобросовестных предпринимателей даже на столь `смешные` суммы, безусловно, есть: неоднократные нарушения законодательства могут в дальнейшем послужить основанием для принятия серьезных и действенных мер в судебном порядке.
|