Начнем с определений: в ИТ-службах уже очень давно под бэк-офисом подразумевали системы управления виртуальным сервером. Говоря попросту, в любом компьютере на экране пользователь видит внешний интерфейс, `оболочку` программ. Ему, неискушенному в премудростях вычислительной техники, совершенно необязательно знать, как на самом деле работают базовые программы. Да и не нужен к ним свободный доступ хотя бы для того, чтобы `чайник` ненароком не испортил интеллектуальную систему.
Позднее в список внутренних сервисов стали включать защиту от несанкционированного доступа, включая антивирусные компоненты и инструменты строгого контроля за работой пользователей в корпоративной сети.
С одной стороны, это помогало понять, насколько эффективно работает сеть, где у нее `узкие` места, а с другой - отследить, чем, собственно, в рабочее время занимается работник. В некоторых западных компаниях время, в течение которого отсутствовали нажатия клавиатуры терминала и не было запросов сетевых ресурсов, могут зачесть сотруднику как `прогул`.
Модным считается и деление предприятия на `внешние` и `внутренние` подразделения . Особенно развит такой подход на Северо-Западе в петербургских банках, персонал которых включает как операционистов, так и специалистов бэк-офиса. Под последним обычно понимают операционно-учетные структуры, обеспечивающие работу всех служб финансовой организации, участвующих в управлении ее активами и пассивами. Иными словами, служб много, а система учета для них одна.
Такая структура заставляет, соответственно, и программные модули интегрированных систем учета разделить на блоки фронт- и бэк-офисов. Задача первого - обеспечить ведение журнала сделок с любыми финансовыми инструментами (включая производные), позиционирование движения средств и хеджирование рисков. Ко второму относят учет и анализ процесса планирования и исполнения обязательств, а также сопровождающего их документооборота.
Уроки финансового планирования
Специалисты полагают, что внимание предпринимателей к оснащению бэк-офиса усилится. Недавно по ТВ показывали интервью с одним из известных деятелей, который высокомерно заявил, что `достаточно богат, чтобы следить за своими расходами`.
Подобную позицию руководители некоторых компаний унаследовали с тех времен, когда легко можно было успешно перекладывать убытки от управленческих ошибок в цену оказываемых услуг или реализуемой продукции. Однако делать это в конкурентной среде оказывается все труднее. Поэтому руководство компаний вынуждено оптимизировать расходы.
Вопрос в том, на чем именно следует экономить. Есть руководители, готовые выбрасывать деньги на ветер, реализуя проекты, кажущиеся им привлекательными, в ущерб финансированию тех сегментов бизнеса, которые действительно нуждаются в поддержке. Так получается из-за того, что внутрикорпоративный управленческий контроль ведется по формальным признакам. В таком случае подчиненные быстро учатся составлять правильные отчеты и маскировать нежелательный конечный результат.
В принципе, эта болезнь свойственная всем корпорациям. Вопрос в том, до какого предела она может дойти. На Западе считают: здесь многое зависит как раз от настроек бэк-офиса компании. Существуют разные модели. А недавно появилась весьма оригинальная теория, которая при оценке финансового положения использует эмоциональные оценки. Мониторинг базируется на том, насколько устраивает существующее положение на предприятии его персонал.
Известно: деньги любят счет. Уточним: не просто счет, а счет письменный. Искусство управления деньгами - в гармонизации движением финансов. Основная задача - сместить акцент с оценок того, сколько ресурсов имеется сейчас и сколько еще можно заработать. Важно, сколько при этом удастся сохранить при реализации новых проектов. Тут возникает задача снижения неэффективных затрат.
На будничном уровне их можно сопоставить с набором стандартных излишеств. Они появляются потому, что руководители предприятий не всегда соизмеряют количество менеджеров со штатом исполнителей услуг. В таком случае менеджеры, стремясь повысить свой статус, постараются создавать видимость своей значимости. Как следствие, в системе управления появятся излишние административные барьеры.
Система мониторинга бэк-офиса призвана выявлять такие своего рода запруды, в которых застаиваются финансовые потоки. Это в определенной степени гарантирует от возникновения `черных дыр` в бюджете.
Модный аутсорсинг
Для групп предприятий роль бэк-офисов могут выполнять инвестиционные компании, которые создаются вместе с управляющими компаниями, выполняющими, как нетрудно догадаться, функции фронт-офисов. Это можно считать внутрикорпоративным аутсорсингом. Однако принципы фронт- и бэк-офисов остаются схожими.
Аналогично - и с подходами к автоматизации систем управления предприятием. Однако если рынок продуктов для фронт-офисов очень широкий, то с компьютеризацией бэк-офисов возникают проблемы.
В целом российские предприниматели научились составлять бизнес-планы. Но лишь немногие сумели наладить их эффективное сопровождение, то есть систему
управления бюджетированием и финансовыми ресурсами, в зависимости от меняющейся ситуации на рынке, обеспечивающую прозрачность бизнеса для руководителей и менеджеров всех уровней.
Рынок бэк-офисных решений на Северо-Западе, к сожалению, ограничен. Как правило, предлагаются несколько видов продуктов: информационно-аналитические системы, позволяющие распределять и контролировать исполнения платежей, собирать и обрабатывать данные с синхронизацией изменений по заданному алгоритму. Реже встречаются интегрированные решения, консолидирующие в рамках бэк-офиса потоки данных из разных систем: бухгалтерских и клиент-серверных, ERP, логистики и бюджетирования.
Интеллектуальная интеграция
Если когда-то ERP-системы казались вершиной автоматизации управления предприятием, то теперь все чаще говорят о комплексных продуктах, основанных на интеллектуальных электронных коммуникациях. Это означает, что системы позволяют освободить не только рядовых исполнителей, но и менеджеров от целого ряда функций.
Например, появились продукты, позволяющие сформировать заявку, разместить информацию для финансового анализа и выбрать лучшее из кредитных предложений банков с учетом особенностей бизнеса. В таком случае компьютер помогает провести on-line консультации и ускорить сбор документов.
Как видите, компьютеризация в конечном итоге размывает границы между фронт- и бэк-офисами, поэтому стыковочные между ними службы стали объединять в границах миддл-офисов. Особенно интенсивно процесс их вычленения шел внутри инвестиционных и управляющих компаний, действующих на фондовом рынке.
|