Если 5 лет назад оценки экспертов по развитию рынка ИТ-услуг расходились едва ли не на порядок, то теперь колеблются в значительно меньших пределах. В результате одни аналитики говорят об устойчивом росте рынка в 2007 году, по сравнению с 2006-м, на 15-20% (правда, с оговоркой: `устойчивость` подразумевает медленное снижение динамики развития с 2005 года на несколько процентов, что объясняют влиянием общемировых тенденций на внутренний рынок), другие - о росте только на 9% (то есть, по сути, фиксируют существенное замедление темпов увеличения объемов продаж по сравнению с предыдущими годами).
При попытках очистить результаты в сфере реализации ИТ-услуг в корпоративном секторе от влияния инфляции результат получается едва ли не отрицательный: прибыль росла медленнее, чем расходы на внедрение новых технологий. Получается уже не инновационный рост, а всего лишь поддержание старых систем на уровне меняющихся требований к программному обеспечению. Кроме того, в интервью целого ряда крупных поставщиков ИТ-услуг, опубликованных в СМИ, говорилось о снижении доли заказов от `якорных` российских клиентов, что заставляло активизировать поиск клиентов за рубежом.
Если раньше объемы затрат на ИТ-услуги были сопоставимы с ростом доходов корпоративных клиентов, то теперь прослеживается другая закономерность: `выбросы` затрат на модернизацию ИТ-систем предприятий фиксируются там, где наблюдается инвестиционная активность. Иными словами, обновление оснащения офисов осуществляется не столько за счет оборотных средств, сколько с помощью внешних заимствований. В том числе - за счет выхода предприятий на IPO. Яркие примеры - рост ИТ-вложений в транспортном машиностроении, энергетике, пищевой промышленности и госсекторе и `провалы` в тяжелом машиностроении, металлургии и приборостроении.
Маленькие хитрости рынка ИТ-услуг
Дальнейшее развитие рынка во многом вытекает из отчетливо наметившейся тенденции сокращения темпов роста закупок ИТ-услуг у внешних поставщиков при одновременном сокращении расходов на развитие внутренних ИТ-служб, загрузка многих из которых приближается к предельному уровню. Это означает, что в ближайшей перспективе ресурсы последних снизятся. Неминуем компенсационный всплеск заказов от внешних поставщиков. Но такой скачок должен корреспондироваться с общими инвестпрограммами предприятий, после чего, скорее всего, последует виток усиления внутренних ИТ-служб.
Если раньше информатизация офисов проводилась планомерно, то теперь этот процесс развивается скачками. Причем паузы между ними имеют склонность растягиваться. Объяснение простое: поставщикам приходится расплачиваться за те хитрости, которые они применяли раньше, чтобы стимулировать компании менять компьютерное оборудование. Самым существенным рычагом в этом смысле служила `периферия`.
Старые устройства не могут поддерживать новые программы. И это заставляет менять в офисах не только базовые элементы компьютерных сетей, но и все сопутствующие им устройства пользователей. Поддержание их работоспособности становится слишком затратным, пропадает много времени на установку множества программных `заплаток`, тогда как новое оборудование все легче стыкуется между собой.
Понятно, что в таком случае `кусочная` автоматизация предприятий оказывается все менее привлекательной. `Заморочки` с внутренним сервисом стараются лечить кардинально - с помощью аутсорсинга. Однако для этого приходится определенное время накапливать ресурсы. По-видимому, сегодня многие компании еще не `созрели` для перемен.
Лучший способ выживания - объединение
Больнее всего неравномерность развития ИТ-услуг бьет по многим поставщикам. В верхнем эшелоне это поощряет интеграционные процессы. Целый ряд игроков недавно скуплен компанией `РБК-СОФТ`. После приобретения Helios IT-Integrator и PM Expert компания была преобразована в холдинг `Армада`, который успешно привлек средства через IPO и продолжил приобретения (`Союзинформ` и ЕТС). В числе наиболее крупных сделок за последнее время можно назвать укрупнение Verysell путем поглощения компаний Sterling Group, `Компьюлинк`, объединение Tops BI c `Систематикой`, слияние интеграторов `Борлас` и IBS.
В регионах усиливается чехарда в сегменте малых компаний. В нем то появляется на свет, то исчезает в `тени` множество игроков. В целом же в экономике России доля сектора ИТ-услуг в валовой добавленной стоимости (ВДС - разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением продукции) продолжает сокращаться. Своего максимума этот показатель достиг в 2003 году, когда темпы роста затрат предприятий на ИТ-услуги в 2,6 раза опережали рост ВДС. В 2005-м стало очевидным, что динамика их развития практически сравнялась. Если считать, что в 2007 году затраты предприятий на ИТ-услуги росли вровень с ВДС, то их доля в экономике составила не более 0,18%. В 2008-м нет оснований для перемен. Ликования по поводу возрастающей роли наукоградов, бизнес-инкубаторов и ИТ-технопарков явно преждевременны.
Будет эффект, будет и спрос
Эксперты все чаще задумываются: почему многие сервисы считаются недосягаемыми для клиентов? Ответ неутешителен: эффект от внедряемых систем в корпоративном секторе слабо стимулирует новые заказы. Каждый проект по автоматизации дополнительных функций на предприятиях приводит к солидным затратам на доведение всей остальной части ИТ-систем до нового уровня поставленных задач в очередном узком сегменте. У руководства компаний складывается устойчивый стереотип: надо менять все и сразу. Или ничего не делать, чтобы не создавать в работе проблем.
Возникает парадокс: само компьютерное оборудование становится все доступнее, а вот услуги по соединению его в разветвленный комплекс постоянно дорожают. И спрос на такие услуги ограничен непомерными аппетитами поставщиков, которые пытаются в этом сегменте компенсировать все свои потери от неравномерности развития рынка ИТ-услуг.
Остается добавить, что объемы консалтинга в этой сфере разбухли до того, что воспринимаются едва ли не как навязываемый сервис, сопутствующий компьютеризации предприятий.
|