На `круглом столе` состоявшемся в конце февраля в ИП `Росбалт`, сотрудники аналитического центра представили подробный анализ данных рейтинга по основным позициям, а представители крупнейших страховых компаний их прокомментировали. Кроме того, на `круглом столе` речь шла о дальнейшем развитии страхования, темпах роста рынка и прогнозах на 2008 год.
Концентрация рынка к всеобщей пользе
По сообщению руководителя аналитического центра `Эксперт Северо-Запад` Александра Сологуба, рейтингование было проведено по итогам анкетирования крупнейших страховщиков СЗФО. Основным показателем ранжирования стали страховые сборы компаний в Северо-Западном округе без учета данных по обязательному медстрахованию (ОМС). В проекте приняли участие 32 компании, являющиеся крупнейшими игроками регионального страхового рынка, благодаря чему можно делать выводы о тенденциях рынка.
С учетом того что крупнейшим рынком в регионе является петербургский (на его долю приходится более 50% всех страховых сборов), аналитики центра посчитали нужным составить для него отдельный рейтинг. Так, если в региональном масштабе лидером по сборам является компания `Росгосстрах Северо-Запад`, то в Петербурге 1-е место занимает СО `РЕСО-Гарантия` (в первую очередь, благодаря своим сильным позициям на рынке автострахования).
СК `Русский мир`, занимающая в регионе 3-е место, в Петербурге поднимается на 2-е. По мнению А. Сологуба, в этой компании `достаточно хорошо развиты все виды страхования`.
Страховые сборы в компаниях - участниках проекта выросли в 2007 году на 28,5%, при этом 70% сборов пришлось на долю филиалов московских компаний, 25% - собрали компании, зарегистрированные в СЗФО и 5% досталось компаниям из других федеральных округов.
Также анкетирование показало, что 10 крупнейших страховщиков СЗФО собрали 75% от общего объема страховых взносов, что, по мнению А. Сологуба, свидетельствует о росте концентрации рынка. `Более крупные компании и растут более высокими темпами, чем все остальные`, - констатировал эксперт.
Как предположил исполнительный директор ОАО `СК `Русский мир` Евгений Гуревич, эта тенденция сохранится и в текущем году. По его мнению, в результате ведущие позиции на рынке будут занимать страховые группы, способные предоставлять своим клиентам полный ассортимент страховых услуг. Эту точку зрения поддержал и руководитель Северо-Западного дивизиона СГ `Ренессанс Страхование` Павел Муретов. По его словам, небольшие компании могут со временем уйти со страхового рынка России. Некоторые из них сосредоточатся на отдельных сегментах страхования - так, например, сделали компании `Помощь` и `Класс`. По мнению Е. Гуревича, потребители страховых услуг от этих преобразований только выиграют, поскольку в условиях укрупнения страховых компаний качество страховых услуг будет повышаться.
Каско между смягчением и ужесточением
В основном на Северо-Западе, отметил А. Сологуб, развивается вынужденное страхование имущества: физлица и предприятия осуществляют все больше покупок в кредит, а банки-кредиторы требуют обязательно страховать такие приобретения. Не случайно на имущественное страхование приходится более 60% общих страховых сборов, а уже в нем 1-е место занимает страхование транспортных средств (на каско приходится 39% общих сборов).
Специалисты аналитического центра `Эксперт Северо-Запад` предполагают, что к 2014 году рынок каско вырастет примерно в 5 раз по количеству заключенных договоров, а в денежном выражении рост будет еще больше, так как люди покупают все более дорогие автомобили.
`Пока на рынке заключается в 7,5 раза больше договоров ОСАГО, чем каско, хотя их количество должно быть примерно одинаковым, тем более что все больше автовладельцев покупают полисы каско добровольно, даже в тех случаях, когда их к этому не принуждают банки`, - заявил
А. Сологуб.
Также он отметил, что за 2007 год существенно увеличилась доля полисов, продаваемых через страховых брокеров: на их долю приходится уже более 50% продаж. От этого рынок не стал более прозрачным, так как посредники предпочитают работать не с зарекомендовавшими себя страховыми компаниями, а в первую очередь с теми, которые предлагают им наибольший агентский процент. По данным А. Сологуба, в деле привлечения к сотрудничеству брокеров лидируют те страховщики, которые предлагают им комиссионное вознаграждение, на 2-3 п.п. превышающее комиссию, предлагаемую обычным страховым агентам.
`За счет посредников тарифы по каско, видимо, будут снижаться, - предположил эксперт, - тем более что на рынке до сих пор отмечается чрезвычайно большой их разброс. Сейчас на петербургском рынке нередко можно столкнуться с тем, что на одну и ту же модель автомобиля одна компания без дополнительных условий вы-ставляет по каско тариф 5,5%, а другая - примерно 9% и вдобавок требует установить дополнительные средства защиты`.
При этом с 1 марта 2008 года лидер рынка `РЕСО-Гарантия` вводит новый продукт в области автострахования - страхование автомобиля только по риску `хищение`. Об этом сообщил директор петербургского филиала компании Дмитрий Большаков. Он отметил, что в компании в настоящее время не действуют ограничения по страхованию различных марок и моделей автомобилей. Ранее `РЕСО-Гарантия` проводила жесткую политику в отношении ряда марок и моделей машин: в связи с тем, что некоторые модели Toyota и Lexus подвергались угонам чаще всего, компания ограничивала их страхование. Однако за последнее время количество угонов машин в городе заметно сократилось. `Сейчас мы не боимся брать на страхование какие-либо марки и модели`, - заявил Д. Большаков.
Демпинг подбирается к грузам
Еще один важный вывод, сделанный АЦ `Эксперт Северо-Запад`, касается такого важного для многих предприятий сегмента, как страхование грузов. По данным А. Сологуба, сборы в этом виде страхования снизились в 2007 году на 11%, в то время как количество договоров возросло на 2%. Эксперт предполагает, что этот факт может объясняться демпингом ряда страховщиков, работающих на этом рынке.
Такое объяснение действительно выглядит единственно возможным, так как до сих пор на российском рынке тарифы снижались столь заметно, на 10-20% в год, только в тех страховых сегментах, которые демонстрировали не менее чем 1,5-2-кратный рост сборов ежегодно на протяжении 3-4 лет подряд (например, на рынке страхования загородной недвижимости). Рынок страхования грузов таких результатов явно не демонстрировал.
Имеет смысл напомнить, что именно демпингующие компании чаще всего и уходят с рынка, не выполнив своих обязательств перед клиентами.
|