В предыдущем номере (см. `ЭВ`, ? 6 (690), `Перпендикуляр для вертикали`) наша газета начала серию публикаций, посвященных укрупнению субъектов РФ. Продвигая этот процесс, федеральная власть наталкивается на все большее сопротивление местных элит и населения, особенно там, где бесцеремонно затрагивает интересы малых коренных национальностей, рискующих утратить свою национальную самобытность.
Сепаратизм - на экспорт
Не так давно Эстония с Венгрией публично `простимулировали` финно-угорский сепаратизм в России, причем Эстония приписала к его поддержке и Финляндию, без опровержений с ее стороны.
Если точнее, то в конце 2007-го эстонский премьер Андрус Ансип заявил после переговоров в Таллине с венгерским коллегой Ференцем Дюрчанем, что `такие финно-угорские государства, как Эстония, Финляндия и Венгрия, оказывали ранее поддержку российским финно-угорским народам, и мы можем сделать еще больше. А наша помощь будет оказываться вне зависимости от того, нравится это третьим лицам или нет`.
Его венгерский коллега Ференц Дюрчань высказался там же более конкретно: `Обе стороны выступают за оказание помощи финно-угорским народам, не имеющим своей государственности`.
Сказано это, заметим, на фоне разногласий, если не противоречий, администраций Ненецкого автономного округа (НАО), входящего в состав Архангельской области, и самой этой области в связи с предстоящей ликвидацией НАО. А почти одновременно с этими факторами в Архангельске - впервые за последние 90 лет (!) - состоялся `Конгресс поморского народа`, потребовавший, как сообщало наше издание, провозглашения одноименного национального округа, причем на этом форуме были наблюдатели из упомянутых финно-угорских государств...
На перекрестке мировых интересов
Что касается НАО - это основной регион Севера Европейской России, где сосредоточены колоссальные по объему и высокие по качеству, но еще почти не освоенные запасы нефти и газа, имеющиеся и на шельфе НАО. А рядом - трасса Севморпути, которую наши арктические соседи давно хотят `денационализировать`.
Вдобавок, к НАО примыкает расположенный на трассе Севморпути архипелаг Новая Земля, стратегически важный для России и в связи с крупными запасами на архипелаге руд цветных металлов и марганца. Уже только эти факторы предопределяют необходимость взвешенной и выверенной политики в сфере укрупнения северо-западных субъектов Федерации.
А что происходит на Северо-Западе России? Переговоры о формировании объединенного бюджета Архангельской области и НАО длились долго и, похоже, консенсусом не завершились. Еще в середине ноября 2007-го руководство округа (губернатор НАО В. Потапенко и Законодательное собрание) обратилось к Президенту РФ, Правительству и в Генпрокуратуру РФ в связи с невключением в бюджет Архангельской области многих существенных в социально-экономическом плане расходов и проектов этого округа, а также ввиду перерасчета в пользу Архангельской области большинства объемов сборов в НАО по налогу на добычу полезных ископаемых.
Национальный акцент в споре
Руководство НАО в своем обращении в упомянутые инстанции считает, что округ, будучи упраздненным, рискует остаться без должного финансирования. Все это негативно скажется на социально-экономическом положении коренного ненецкого населения, и без того пребывающего в незавидной ситуации: прежде всего - из-за `наступления` нефтегазового, лесного и рыбного бизнеса на традиционные уклад жизни и отрасли хозяйствования ненцев (оленеводство, рыболовство, охота, сбор плодов, ягод, грибов, лекарственных растений).
А в столице Ненецкого автономного округа - Нарьян-Маре периодически проходят митинги протеста против ликвидации округа.
Похоже, из-за фискально-ресурсных `вожделений` администраций новых субъектов Федерации или российских бизнес-структур нарастает именно национальный акцент в противодействии укрупнению субъектов Федерации на Северо-Западе России. А это, повторим, выгодно этнически родственным зарубежным `опекунам` малых финно-угорских народов России.
Перекроим карту России сами?
Как сообщало информагентство `Русский Север` и сайт www.
regions.ru, полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Илья Клебанов еще в августе 2005 года заявил на совещании местных администраций в Пскове, что является `сторонником объединения ряда регионов СЗФО`.
Причем он не исключил не только объединения Архангельской области с НАО, но также Псковской и Новгородской областей. Полпред президента России и Северо-Западного федерального округа в дальнейшем делал публичные заявления на эту тему.
Сторонником укрупнения является и губернатор Архангельской области Николай Киселев: `На мой взгляд, для объединения Архангельской области и НАО есть перспективы. Потому что развитие Крайнего Севера очень важно для будущего страны`, - заявил не так давно Киселев.
Примечательно, в этой связи, и то, что группа архангельских ученых-экономистов, этнографов и географов недавно выступила с инициативой не просто слияния НАО и области, а создания Северного края, куда, кроме Архангельской области, войдут Республика Коми, Карелия, Вологодская и Мурманская области. Но не будет ли в этом случае эксцессов, аналогичных имеющимся в НАО и в его взаимоотношениях с архангельской обладминистрацией?
Не наломать бы дров...
Крупные запасы нефти и газа на севере территории НАО и шельфе, а также недавнее открытие нефтяного терминала в порту Варандея - главном порту округа - основные, пожалуй, стимулы ускоренной `федерализации` экономики и инфраструктуры округа.
Но что, в этой связи, интересно: по имеющейся информации, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах (в Тюменской области) собирают подписи за их объединение в единый округ, который в перспективе будет ходатайствовать о получении статуса автономной республики. Это связано с тем, что планируется упразднить последний и Ханты-Мансийский автономный округ при создании Тюменского края.
Если же ненецкие округа объединятся, до 65% разведанных ресурсов газа и почти 25% - нефти России будут сосредоточены в Ненецком регионе.
Итак, политике укрупнения субъектов Федерации за счет нацавтономий, похоже, противопоставляют этносепаратизм и, соответственно, вмешательство во внутренние дела России. Это подтверждает и резолюция Европарламента от 12 мая 2005 г. об `ущемлении прав марийского народа` - с подачи зарубежных финно-угорских государств и структур.
Национальная тема в многонациональной России очень чувствительна, и потому политику
укрупнения регионов РФ можно проводить только по известному принципу `семь раз отмерь, а один раз - отрежь`.
|