Вопрос возможности повернуть время вспять - чисто художественный. А для лидера группы `Машина времени` он непременно должен решаться положительно, тем более Андрей Макаревич не только музыкант, но и художник. `Если законы природы едины - может, мы просто чего-то не знаем? Ведь можно заставить ток бежать в другую сторону - надо только поменять полярность`. Эти слова предвосхищают выставку `Анатомия памяти`, открывшуюся в Строгановском дворце Русского музея.
Объединившись несколько лет назад в неформальный творческий союз, два Андрея - Макаревич и Белле - уже демонстрировали свое совместное творчество. На этот раз они представили двенадцать работ, перенеся с фотографий на холсты и художественно дополнив образы людей, живших столетие назад.
`Мы как два прозектора в анатомическом театре, позвякивая в тишине мастерской нержавеющей сталью кистей о металлические ванночки красок, вскрывали сущности субъектов, канувших в вечность`. Этой фразой Андрея Белле раскрывается процесс, позволивший создать то, что ныне принято называть `творческим проектом`.
Дальше должно включиться творческое воображение посетителей выставки. Перед открытием ее художники сразу ответили, что люди, чьи лица смотрят на нас сквозь толщу столетия, не их родственники, и даже не друзья родственников. Кто они - неизвестно. Просто взяты старые фотографические карточки людей с какими-то понравившимися чертами и сделаны художественные образы.
- Это сейчас только ленивый и мертвый не щелкает телефоном, - рассказал Андрей Макаревич. - А сто лет назад многие фотографировались, может быть, два раза в жизни. Они шли в фотоателье, как на исповедь, волновались - и это отпечатано на снимках в отражении их глаз`.
Что хотели сказать художники этой выставкой, они не стали объяснять. И это правильно. Каждый должен сам определиться. Когда-то Петр Ильич Чайковский сказал: `Где сердце не затронуто, не может быть музыки`. Так и в изобразительном искусстве. Если трогает - значит Белле с Макаревичем достигли цели, если нет - что ж...
По сути, выставка философична. Во-первых, двенадцать. Само число несет в себе громадный философический заряд. Покопайтесь в памяти - с кем и с чем ассоциируется дюжина. Во-вторых, под каждой работой одни и те же слова и цифры, за исключением с 1-го по 12-й номер: `холст, смешанная техника, 160х74. 2007`. Различия - на холсте и в образах.
В-третьих...
Впрочем, все остальное пусть домысливает каждый сам. Для того и создавали `Анатомию памяти` Андрей Белле и Андрей Макаревич.
|