Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Индустрия за скобками - ЭиВ N 7 (691)
СТРОИТЕЛЬСТВО
Индустрия за скобками
No. 7 (691) 03.03.2008
Наталья БУРКОВСКАЯ
Строительная индустрия Северо-Западного региона уже несколько лет подряд лидирует по темпам развития, значительно обогнав другие отрасли
Популярность отрасли объясняется просто: строить и реконструировать сегодня приходится все. Регион нуждается в новом и отремонтированном жилье, дорогах, портах, вокзалах, школах, заводах, линиях передач, электростанциях и складах. Кирпич, цемент и железобетон сегодня относятся к числу товаров первой необходимости, и их дефицит мгновенно сказывается на стабильности отрасли.

С другой стороны, проблемы смежных отраслей (металлургия, лесопереработка, энергетика) тормозят флагмана производственной сферы.



Песочные замки



Основополагающим сегментом рынка стройматериалов являются нерудные материалы. В Северо-Западном округе их добычей и реализацией занимаются около 200 компаний. Самые значительные объемы песка, щебня и гравия приходятся на Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую области и Республику Карелия.

На Северо-Западе наблюдается интенсивный рост производства нерудных строительных материалов (НСМ). В Карелии, например, он превышает 30% в год. По прогнозам аналитиков, до 2010 года объем производства щебня в Карелии и Ленобласти увеличится до 25 млн куб. м в год.

Возможности строительной индустрии Вологодской области позволяют производить ежегодно около 2,1 млн. куб. м нерудных строительных материалов.

Щебень в основном добывают на Карельском перешейке. Считается, что материал отсюда - один из самых прочных в России и соответствует всем строительным стандартам и нормам. Карельский щебень подходит для жилищного и дорожного строительства, а также для производства бетона, ЖБИ.

Основными участниками карельского рынка щебня являются петербургские и московские компании. Сортавальский ДСЗ - собственность группы компаний ПИК - одного из лидеров московского рынка недвижимости. Одни из крупнейших производителей щебня в Карелии - московские ГУП `Мосавтодор` и ГУП `Питкярантское карьероуправление`.

На петербургском рынке главными игроками в данном сегменте остаются компании `Гранит-Кузнечное` (Группа ЛСР) с объемами выпуска более 4 млн кубометров и `Ленстройматериалы`, добывающее щебень на `Каменногорском комбинате нерудных материалов`, а также Группа компаний `СЗНК`, ПО `Возрождение` и холдинг `Техностром` (ЗАО `Семиозер-ское карьероуправление`).

Постепенно число компаний растет, прежде всего, за счет прихода зарубежных инвесторов. Например, три года назад в Петербурге запустил свой первый дробильно-сортировочный комплекс крупнейший германский производитель щебня Basalt AG.

Рост объемов обеспечивают инвестиции в развитие существующих производств (Гавриловский завод, принадлежащий ОЖД) и в создание новых. Собственной сырьевой базой обзаводятся крупные предприятия дорожной и строительной отраслей. Наличие карьеров позволяет наладить бесперебойную поставку сырья и снизить затраты на транспортировку.

Объемы разрабатываемых месторождений качественного намывного песка небезграничны и в обозримом будущем будут истощаться. Ведущие игроки рынка намывного песка ищут альтернативы. В регионе запланированы грандиозные стройки: Морской фасад, порт Кронштадт, дамба и другие. Все это породит дефицит качественного песка.

Важно учитывать и то, что повсеместно отмечаются несанкционированная добыча и реализация песка. В некоторых областях его доля достигает 15%. Покупателями песка, щебня и гравия являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные и дорожные организации, а также предприятия стекольной промышленности.



Страсти по цементу



Многие предприятия стройиндустрии в прошлом году удвоили темпы роста. Хотя в некоторых сегментах производство не успевает за темпами строительства. Например, в цементной отрасли за два года цены взлетели почти на 100%, превысив отметку в 9 тыс. рублей за тонну. По прогнозам экс-пертов, в нынешнем сезоне стоимость цемента приблизится к 12 тыс. рублей.

Сегодня уже рентабельно ввозить цемент из-за границы, впрочем его перевозка требует специальных портовых терминалов, которых на Северо-Западе просто нет. Местные порты не способны принимать большегрузные суда, а ввозить небольшие партии цемента - просто невыгодно.

Стремительный рост цен на цемент привел к тому, что обзавестись собственным цементным заводиком подумывают многие олигархи. Оно и понятно: отпускная цена цемента почти втрое превышает затраты на его производство. До недавнего времени монополистом, контролирующим большую часть рынка, был холдинг `Евроцемент`. В регионе его интересы представлены `Савинским цемент-ным заводом` (Архангельская обл.) мощностью 1,4 млн тонн цемента в год и `Пикалевским цементом` (Ленобласть), производящим ежегодно 2,7 млн тонн.

Создать вторую по величине цементную компанию в России планирует `Базэлцемент` (детище Олега Дерипаски).

Уже заложен первый камень в строительство цементного завода `БазэлЦемент` в Новгородской области. Инвестиции в производство составят $265 млн. Компания получила лицензии на разработку двух месторождений с совокупными запасами нерудных материалов около 70 млн кубометров.

Мощность предприятия составит около 2 млн тонн цемента в год. Его будут выпускать по наименее энергоемкой `сухой` технологии. Новгородский цемент планируется поставлять строителям всего Северо-Западного региона, но в первую очередь он будет обеспечивать проекты компании `Базовый элемент` в Петербурге и Ленобласти.

Что касается импортного цемента, то здесь тоже все неоднозначно. Так, правительство России на девять месяцев отменило ввозные пошлины на цемент. Эта мера должна стабилизировать рост цен и сбить сезонный ажиотаж.

От уплаты пошлины освобождаются поставщики белого, глиноземистого цемента и цемента для доменных печей. Ставка на бетонные изделия, черепицу, а также листы для отделки крыш и стен устанавливается в размере 7,5% таможенной стоимости. Постановление не касается основного товара на рынке - портландцемента, импорт которого наиболее распространен.

Белый и глиноземистый цемент используется при отделочных работах, и их потребление в России крайне невелико в отличие от порт-ландцемента, спрос на который особенно высок. Но, по мнению экспертов, и для импортеров порт-ландцемента последует таможенное послабление.

Если такое решение будет принято, то основными поставщиками станут Китай и Турция, где тонну такого цемента можно купить за $100 - 120.



Ведущие отрасли строительной индустрии Северо-Запада

(% от общего объема производства

)

Промышленность сборных железобетонных конструкций - 20%

Производство деревянных строительных конструкций - 8%

Производство стальных металлических конструкций - 6%

Добыча песка и гравия - 10%

Производство асфальтобетона - 4%

Производство чугунных и стальных труб - 3%

Производство строительного кирпича и керамической черепицы - 7%

Производство цемента - 14%

Добыча глины и каолина - 11%

Производство керамической плитки - 9%

Прочие - 8%

Другие материалы рубрики
СТРОИТЕЛЬСТВО
01.12.08Финны в Девяткино
В Петербурге, в поселке Новое Девяткино, финская корпорация SOK ввела в эксплуатацию новый гипермаркет Prisma общей площадью 8,5 тыс. кв. метров
01.12.08Кризисом сеть не испугаешь
Экономический кризис заставил многих предпринимателей изменить планы развития бизнеса. Похоже, руководство сети магазинов OBI решило не идти по этому пути: его представители говорят о поступательном продолжении экспансии OBI на российском рынке товаров для строительства и ремонта
01.12.08Яйца положат в разные корзины
Два года потребовалось для того, чтобы горожане узнали, что означает надпись “Набережная Европы”, получившая распространение на территории между Биржевым и Тучковым мостами
01.12.08На Дворцовую – со скальпелем
01.12.08Строительству – финиш, ценам – старт
Третий квартал на рынке жилой недвижимости Петербурга отмечен сезонным снижением спроса, который усилился с началом мирового финансового кризиса. Однако эксперты полагают, что это спекулятивное снижение
01.12.08Храм построят за два года
Главный Собор Архангельской области постараются построить за два года
01.12.08Северяне инвестируют в жилье
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru