Популярность отрасли объясняется просто: строить и реконструировать сегодня приходится все. Регион нуждается в новом и отремонтированном жилье, дорогах, портах, вокзалах, школах, заводах, линиях передач, электростанциях и складах. Кирпич, цемент и железобетон сегодня относятся к числу товаров первой необходимости, и их дефицит мгновенно сказывается на стабильности отрасли.
С другой стороны, проблемы смежных отраслей (металлургия, лесопереработка, энергетика) тормозят флагмана производственной сферы.
Песочные замки
Основополагающим сегментом рынка стройматериалов являются нерудные материалы. В Северо-Западном округе их добычей и реализацией занимаются около 200 компаний. Самые значительные объемы песка, щебня и гравия приходятся на Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую области и Республику Карелия.
На Северо-Западе наблюдается интенсивный рост производства нерудных строительных материалов (НСМ). В Карелии, например, он превышает 30% в год. По прогнозам аналитиков, до 2010 года объем производства щебня в Карелии и Ленобласти увеличится до 25 млн куб. м в год.
Возможности строительной индустрии Вологодской области позволяют производить ежегодно около 2,1 млн. куб. м нерудных строительных материалов.
Щебень в основном добывают на Карельском перешейке. Считается, что материал отсюда - один из самых прочных в России и соответствует всем строительным стандартам и нормам. Карельский щебень подходит для жилищного и дорожного строительства, а также для производства бетона, ЖБИ.
Основными участниками карельского рынка щебня являются петербургские и московские компании. Сортавальский ДСЗ - собственность группы компаний ПИК - одного из лидеров московского рынка недвижимости. Одни из крупнейших производителей щебня в Карелии - московские ГУП `Мосавтодор` и ГУП `Питкярантское карьероуправление`.
На петербургском рынке главными игроками в данном сегменте остаются компании `Гранит-Кузнечное` (Группа ЛСР) с объемами выпуска более 4 млн кубометров и `Ленстройматериалы`, добывающее щебень на `Каменногорском комбинате нерудных материалов`, а также Группа компаний `СЗНК`, ПО `Возрождение` и холдинг `Техностром` (ЗАО `Семиозер-ское карьероуправление`).
Постепенно число компаний растет, прежде всего, за счет прихода зарубежных инвесторов. Например, три года назад в Петербурге запустил свой первый дробильно-сортировочный комплекс крупнейший германский производитель щебня Basalt AG.
Рост объемов обеспечивают инвестиции в развитие существующих производств (Гавриловский завод, принадлежащий ОЖД) и в создание новых. Собственной сырьевой базой обзаводятся крупные предприятия дорожной и строительной отраслей. Наличие карьеров позволяет наладить бесперебойную поставку сырья и снизить затраты на транспортировку.
Объемы разрабатываемых месторождений качественного намывного песка небезграничны и в обозримом будущем будут истощаться. Ведущие игроки рынка намывного песка ищут альтернативы. В регионе запланированы грандиозные стройки: Морской фасад, порт Кронштадт, дамба и другие. Все это породит дефицит качественного песка.
Важно учитывать и то, что повсеместно отмечаются несанкционированная добыча и реализация песка. В некоторых областях его доля достигает 15%. Покупателями песка, щебня и гравия являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные и дорожные организации, а также предприятия стекольной промышленности.
Страсти по цементу
Многие предприятия стройиндустрии в прошлом году удвоили темпы роста. Хотя в некоторых сегментах производство не успевает за темпами строительства. Например, в цементной отрасли за два года цены взлетели почти на 100%, превысив отметку в 9 тыс. рублей за тонну. По прогнозам экс-пертов, в нынешнем сезоне стоимость цемента приблизится к 12 тыс. рублей.
Сегодня уже рентабельно ввозить цемент из-за границы, впрочем его перевозка требует специальных портовых терминалов, которых на Северо-Западе просто нет. Местные порты не способны принимать большегрузные суда, а ввозить небольшие партии цемента - просто невыгодно.
Стремительный рост цен на цемент привел к тому, что обзавестись собственным цементным заводиком подумывают многие олигархи. Оно и понятно: отпускная цена цемента почти втрое превышает затраты на его производство. До недавнего времени монополистом, контролирующим большую часть рынка, был холдинг `Евроцемент`. В регионе его интересы представлены `Савинским цемент-ным заводом` (Архангельская обл.) мощностью 1,4 млн тонн цемента в год и `Пикалевским цементом` (Ленобласть), производящим ежегодно 2,7 млн тонн.
Создать вторую по величине цементную компанию в России планирует `Базэлцемент` (детище Олега Дерипаски).
Уже заложен первый камень в строительство цементного завода `БазэлЦемент` в Новгородской области. Инвестиции в производство составят $265 млн. Компания получила лицензии на разработку двух месторождений с совокупными запасами нерудных материалов около 70 млн кубометров.
Мощность предприятия составит около 2 млн тонн цемента в год. Его будут выпускать по наименее энергоемкой `сухой` технологии. Новгородский цемент планируется поставлять строителям всего Северо-Западного региона, но в первую очередь он будет обеспечивать проекты компании `Базовый элемент` в Петербурге и Ленобласти.
Что касается импортного цемента, то здесь тоже все неоднозначно. Так, правительство России на девять месяцев отменило ввозные пошлины на цемент. Эта мера должна стабилизировать рост цен и сбить сезонный ажиотаж.
От уплаты пошлины освобождаются поставщики белого, глиноземистого цемента и цемента для доменных печей. Ставка на бетонные изделия, черепицу, а также листы для отделки крыш и стен устанавливается в размере 7,5% таможенной стоимости. Постановление не касается основного товара на рынке - портландцемента, импорт которого наиболее распространен.
Белый и глиноземистый цемент используется при отделочных работах, и их потребление в России крайне невелико в отличие от порт-ландцемента, спрос на который особенно высок. Но, по мнению экспертов, и для импортеров порт-ландцемента последует таможенное послабление.
Если такое решение будет принято, то основными поставщиками станут Китай и Турция, где тонну такого цемента можно купить за $100 - 120.
Ведущие отрасли строительной индустрии Северо-Запада
(% от общего объема производства
)
Промышленность сборных железобетонных конструкций - 20%
Производство деревянных строительных конструкций - 8%
Производство стальных металлических конструкций - 6%
Добыча песка и гравия - 10%
Производство асфальтобетона - 4%
Производство чугунных и стальных труб - 3%
Производство строительного кирпича и керамической черепицы - 7%
Производство цемента - 14%
Добыча глины и каолина - 11%
Производство керамической плитки - 9%
Прочие - 8%
|