Для участия в конкурсе по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) Мурманская область готовит две заявки. Как сообщили в правительстве Мурманской области, в один вариант включат оба берега Кольского залива, входящие в зону, а в другой - Западный берег отдельно.
Заседание рабочей группы по данному вопросу состоялось 19 февраля в областном правительстве. Конкурс по созданию портовых особых экономических зон, объявленный Минэкономразвития России, завершается 31 марта этого года. Такие зоны (а созданы они будут впервые, аналогов в стране нет) предполагают свободный таможенный режим и систему налоговых льгот. Но эти преференции будут распространяться только на резидентов, работающих в ПОЭЗ. Чтобы стать резидентом, компания должна инвестировать значительные средства в строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры и внести обеспечение уплаты налоговых пошлин.
Как показывают предварительные расчеты, социально-экономический эффект от создания такой структуры может быть весьма значителен для Мурманской области. По прогнозу, вложенные средства окупятся к 2020 году. К этому же времени объем валового регионального продукта увеличится на 6%, занятость населения области - на 5 тыс. человек. Инвестиции во внешнюю инфраструктуру ПОЭЗ из всех источников составят 64 млрд руб.
Подготовлена схема расположения объектов для включения в заявку. Основная же проблема заключается в том, что они территориально разбросаны и не имеют общей границы, кроме водной. После серьезной проработки принято решение включить в состав ПОЭЗ Мурманский рыбный порт, который готов выступить в роли резидента, если успешно решит свои внутренние проблемы.
Одной из проблем является то, что на Восточном берегу залива есть объекты Минобороны, госструктуры, которые не имеют права находиться в свободной зоне. К нерешенным вопросам относится и невозможность осуществлять коммерческую деятельность на территории ПОЭЗ индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, не являющимся резидентами ПОЭЗ.
На рабочем совещании выяснилось, что одна из проблем может быть решена весьма оригинальным способом. По закону Мурманский морской вокзал не может находиться в особой зоне, по периметру которой осуществляется пограничный и таможенный контроль. На сегодня предлагается соединить морвокзал с городом эстакадой, которая пройдет над зоной.
|