Считается, что русское искусство на Западе известно мало. Причин тому называют много, но одну из них постоянно ставят на первое место - это нахождение нашей страны в течение нескольких десятилетий за `закрытым занавесом`.Не будем оспаривать это, но факт остается фактом: в постоянных экспозициях крупных зарубежных музеев представлены разве что Шагал, Кандинский да Малевич. Ну, еще несколько художников, не с такими громкими именами.
Но... русское искусство постоянно было предметом интереса частных коллекционеров Америки и Европы. Некоторые ценители собрали потрясающие коллекции русских мастеров. Произведения русского искусства из частных собраний и составили открывшуюся недавно в корпусе Бенуа выставку `Время собирать...`.
Более 300 произведений живописи, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства в целом дает представление о художественном богатстве частных зарубежных коллекций. Не все коллекционеры пожелали открывать свои имена, но некоторые не скрывали свою любовь к русскому искусству.
Посетителей выставки сразу же встречают полотна из коллекции Владимира Царенкова. Он же русский, воскликнет кто-то! Русский, но живет не в России. `Львиный мостик` и `Петербургские крыши в зимние сумерки` Мстислава Добужинского, безусловно, привлекут внимание не только поклонников его творчества, но и знатоков Петербурга. Рядом с Добужинским - Борис Кустодиев - `Портрет Николая II`, датированный 1914 годом. Работа, о которой вряд ли знали многие искусствоведы. Это, кстати, тоже следствие закрытости. Но с другой стороны - со стороны коллекционеров.
Излишне говорить о том, что огромное количество произведений известных русских художников впервые попало в Россию. Многие из них стали открытием даже для специалистов.
По-новому для себя откроют любители живописи и Филиппа Малявина, и Константина Коровина, но, наверное, более всего - Юрия Анненкова. Представленные полотна, принадлежащие, по-видимому, разным коллекционерам, показывают, сколь разнообразен талант этого художника. В одной работе он предстает бесподобным абстракционистом, в другой - настоящим реалистом, а в третьей - одновременно живописцем, графиком, театральным художником.
Называть вещи своими именами не хочется. Хочется заинтриговать, побудить человека, заинтересовавшегося выставкой `Время собирать...` к поиску этих шедевров среди других шедевров других мастеров. Помимо того что выставка потрясающа, она важна еще и тем, что `опровергает тезис о русском искусстве как об искусстве второстепенном`. Так сказал перед ее открытием директор ГРМ Владимир Гусев. Не секрет, что невысокое мнение о русском искусстве, о его вторичности, в сравнении с западноевропейским, бытует до сих пор.
Выставка `Время собирать...` - это плод неимоверных усилий, приложенных специалистами Русского музея и спонсорами - АФК `Система` и ОАО `Новатэк`, для того, чтобы на некоторое время собрать в залах корпуса Бенуа редкие картины русских художников из частных коллекций. А вдохновитель этой выставки - замдиректора Русского музея Евгения Петрова. Практически все выставки, предложенные ею, становились значительными, а иногда и знаковыми событиями культурной жизни Петербурга. Из этого же разряда и нынешняя.
|