Еще в 2006 году одна из влиятельных российских газет опубликовала редакционную статью под заголовком `Нужен Карлос Гон`. В ней предлагалось пригласить этого человека в качестве генерального директора `АвтоВАЗа`. Тогда на прямой вопрос он ответил, что ему страшно представить себя в этой должности. Однако все идет к тому, что в Тольятти он все-таки появится...
Дело в том, что в конце прошлого года `АвтоВАЗ` и Renault подписали соглашение о продаже французам блокирующего пакета акций (25%). Окончательный договор появится вскоре, но пять менеджеров Renault (включая Карлоса Гона) уже выдвинуты кандидатами в совет директоров предприятия.
Акционеры автомобильных предприятий готовы на него молиться: именно он спас от разорения несколько компаний. А вот профсоюзы его просто ненавидят, не без оснований считая одним из самых `кровавых` менеджеров, благодаря действиям которого работу потеряли десятки тысяч людей. Кто же он такой?
По данным американского журнала `Форчун` и британской исследовательской группы `Брод-ЕКС`, Карлос Гон занимает первое место в рейтинге самых высокооплачиваемых топ-менеджеров Европы (в 2006 году заработал $45,5 млн). Он герой многочисленных японских комиксов, а британская королева присвоила ему звание рыцаря. Он, наряду с бывшими гендиректорами Джеком Уэлчем (General Electric) и Джеком Нассером (Ford Motor), в мире бизнеса обзавелся собственной кличкой - `Убийца затрат`. И не напрасно. Когда Карлосу Гону дали карт-бланш на восстановление Renault, он закрыл завод в Бельгии и сократил огромное количество рабочих мест во Франции. В результате для многих рабочих стал личным врагом, но уже в 1997 году Renault перестала быть убыточной компанией, что и позволило ей вступить в альянс с Nissan. В Японии он считается лучшим в мире антикризисным управляющим: закрывает сразу пять заводов, выгоняя на улицу около 14% всего персонала. Мест лишились не только рабочие, но и менеджеры (были уволены почти 50% управленцев). По стране прокатилась волна протеста, а некоторые сотрудники Nissan кончали жизнь самоубийством. Однако и здесь результат был налицо: компания начала получать прибыль, загрузка мощностей выросла с 53% до 82%, а стоимость закупки многих комплектующих уменьшилась на 20%.
`Фирменный` стиль руководства Карлоса Гона сводится к тому, что он разрушает внутренние барьеры между подразделениями, устанавливает точные сроки достижения целей и создает команды менеджеров с пересекающимися функциями. Жесткие рамки отделов рушатся, но, как ни парадоксально, это приводит к успешному решению задач.
Если Карлос Гон действительно возьмет бразды правления на заводе в Тольятти, то не исключено, что значительная часть персонала будет попросту уволена. Некоторые эксперты называют ужасающую заводской персонал цифру - до 50%. Что ждет город, в котором автозавод является градообразующим предприятием, догадаться несложно...
Ливанец Карлос Гон родился в 1954 году в Бразилии. Окончил химический факультет Высшей политехнической школы и Высшую горную школу (Париж). Является президентом и гендиректором компаний Nissan и Renault.
|