Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Это магическое слово `локализация` - ЭиВ N 6 (690)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Это магическое слово `локализация`
No. 6 (690) 25.02.2008
Андрей ЛАЗАРЕВ
В России хотят, чтобы в 2012 году на внутреннем рынке новые иномарки отечественной сборки комплектовались хотя бы на треть изделиями российских предприятий. Больше - это уже мечты. Но насколько они реальны?

Основная проблема в реализации этих планов в том, что для этого надо сконцентрировать в одном месте производство, как минимум, 300 тыс. машин в год. Если же речь пойдет об 1 млн автомобилей, то зарубежные автоконцерны и не придется к этому принуждать. Так говорят эксперты.

Однако партнеров в регионе для выпуска автокомпонентов найти будет непросто. Большинство россий-ских компаний не привыкло работать в том режиме, который задает западный конвейер. В РФ любят порассуждать о логистике, но мало кто способен организовать поставки своей продукции по двум основным ее принципам: "от двери до двери" и "точно в срок". А с поставщиками, чьи фуры будут опаздывать хотя бы на полчаса, на Западе принято просто разрывать контракты. Даже при безупречном качестве изделий. Это само собой разумеется.

При оптимистичном прогнозе развития рынка (его придерживается, в частности, гендиректор ОАО "Звезда" Павел Плавник) можно рассчитывать на то, что к 2012 году уровень локализации автокомплектующих для иностранных сборочных производств, расположенных на Северо-Западе, может достичь 50-60%. Больше не получится, потому что 40% комплектующих - это цена двигателя и агрегатов, которые составляют "ноу-хау" западных брэндов. При пессимистическом сценарии локализация окажется на уровне 30%. Иными словами - той границы, которая предписана условиями промышленной сборки.

На это намекнули, в частности, в российском представительстве Nissan Manu-facturing. В представительствах компаний Ford и General Motors не исключают, что при благоприятных обстоятельствах готовы идти значительно дальше.

В любом случае кластер производителей автокомпонентов в Петербурге появится не раньше III квартала 2009 года. Заметим, что по российскому законодательству в число поставщиков могут входить не только локальные производители, но и, по сути, логистические операторы, если они будут выполнять некий набор "отверточных" допуслуг. В таком случае за счет послед-них можно будет уложиться примерно вполовину квоты. К ним добавятся шины и сталь для штамповки корпуса. Возможно, российское стекло. А все остальное добавит "мелочевка" (так называемая сопровождающая продукция) - вроде ковриков, щеток, щитков и бамперов. Это будет самый мрачный сценарий. Но и он потребует до 2013 года вложить не менее $1,2 млрд инвестиций.

Помимо того, в Ленобласти английская компания Stadco и испанская Gestamp реализуют проект создания завода по производству штампованных автодеталей, первую очередь которого планируют ввести в строй в декабре 2008-го. Последняя, третья, очередь - в планах на 2015 год. Объем инвестиций в проект - 208 млн евро.

По итогам конференции Autoinvest, которая недавно прошла в Петербурге, можно утверждать: пока с участием российского капитала обсуждаются проекты на уровне поставщиков не выше третьего уровня. В будущем появится, по-видимому, несколько поставщиков и второго уровня. Именно их приход и создаст условия для реализации оптимистического сценария развития отечественного рынка автокомпонентов.

Но даже и при пессимистическом сценарии производители Северо-Запада смогут претендовать, как минимум, на треть от всего отечественного рынка автокомпонентов. Сейчас выпуск запчастей с учетом поставок российскому автопрому в регионе не превышает и 10% от общефедерального уровня.



Мнения специалистов



Илья Клебанов,

полпред Президента РФ в СЗФО:

- Интерес к производству автокомпонентов в Российской Федерации у иностранных компаний возрастает. Ведь российский авторынок - один из самых быстрорастущих: на нем продается около 2,5 млн автомобилей ежегодно. Создаются условия для производства автомобилей внутри страны.

Уже сегодня можно назвать целый ряд проектов, которые намечено реализовать на территории Ленобласти и Петербурга. Заводы компаний `Форд`, `Тойота`, `Сузуки`, `Дженерал Моторс`, `Хьондай` нуждаются в сопутствующих производствах, специализирующихся на выпуске качественных автокомплектующих.



Михаил Осеевский,

вице-губернатор Петербурга:

- Сегодня мы вынуждены исходить из того, что рынок автокомпонентов в Петербурге развит слабо. Потому правительство будет стимулировать конкуренцию с западными производителями запчастей.

Тут могут быть три модели появления новых предприятий: на территории города `оседает`, по сути, целиком иностранная компания со своими технологиями, вторая - западные технологии внедряются с участием российских инвестиций и третья - компания создается целиком российскими инвесторами, которые `вписываются` в требования мировых автоконцернов. Годится любой вариант, хотя для Петербурга привлекательнее, разумеется, третий из них...

Совершенно очевидно, что локализации в одном месте всех предприятий не будет, поэтому правительство готово предоставить целый набор площадок в зонах промышленного развития. Город будет участвовать в инженерной подготовке территорий - по примеру освоения промзоны в Шушарах.



Михаил Блохин, исполнительный директор

Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК):

- В стоимости новых автомобилей 60% - доля, которую получают поставщики автокомпонентов, 20% - доля заработков сборщиков на конвейере, а все остальное - дизайнер-ские, логистические и накладные расходы. Вопрос локализации выпуска автокомпонентов - это сколько российские предприятия смогут прибавить к доле сборщиков. Понятно, что все 60% оттянуть на себя не получится: надо вычесть долю агрегатов - оборудования, которое привозят в уже собранном виде. Например, двигатели.

Пробиться в поставщики первого уровня у российских компаний в ближайшей перспективе не выйдет. Но стать партнерами таких зарубежных поставщиков - вполне реально. Отсюда и вытекают прогнозы о доле российских компаний в цене иномарок, собранных на заводах Северо-Запада РФ. Понятно, что основную массу таких партнеров в регионе составят СП, цеха которых будут расположены поблизости от главных конвейеров.



Леонид Котов, заместитель исполнительного директора Санкт-Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонентов (СПбАПАК):

- При маленьких объемах комплектующие выгодно привозить в готовом виде, даже если за них придется платить таможенные пошлины. При больших объемах логистические цепочки поставок быстро тяжелеют. Например, доставка штампованных изделий из Испании или Германии по стоимости может сравниться с ценой изделия. Поэтому доля локализации выпуска автокомпонентов на Северо-Западе будет увеличиваться по мере развертывания мощностей иностранных автозаводов.



Борис Лазебник, директор

по стратегическому развитию ЗАО `Intercos-IV`:

- Представители западного автопрома не очень хотят отказываться от услуг своих традиционных поставщиков автокомпонентов, поскольку у них уже налажены отношения. Выход из этой ситуации - в создании совместных предприятий с участием иностранного капитала. Это позволит российским компаниям научиться выпускать продукцию, соответствующую стандартам качества западных автопроизводителей. Потому такой вид предпринимательства надо всячески поощрять.



Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru