До недавнего времени процесс объединения субъектов РФ, инициированный президентом России Владимиром Путиным, протекал без сучка и задоринки. Население объединяемых территорий дружно высказывалось на референдумах за то, чтобы жить вместе, и спустя необходимый для выполнения всех процедур срок на карте страны появлялась новая административная единица.
Именно так произойдет 1 марта, когда в Чите ночным фейерверком встретят рождение Забайкальского края. Новый субъект РФ возникнет в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, утвержденного на референдумах ровно год назад подавляющим большинством жителей обеих территорий. В права губернатора края 1 марта должен вступить Равиль Гениатулин, уже получивший благословение Президента РФ и поддержку депутатов в каждом из исчезающих с карты субъектов Федерации.
Но дальнейшие шаги на пути укрупнения регионов даются Кремлю все труднее, и в этом легко убедиться, анализируя ситуацию в Северо-Западном федеральном округе.
Сливаться хотят не все
Вопрос корреспондента агентства `Фонтанка.ру` о целесообразности объединения Петербурга и Ленинградской области, заданный 14 февраля Владимиру Путину на его традиционной ежегодной пресс-конференции, был, конечно, домашней заготовкой. И Путин ответил на него весьма дипломатично, дав простор политикам рангом пониже трактовать его слова так, как им удобнее.
Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, по понятным причинам выступающий против объединения с Петербургом, воспринял заявление Президента РФ как твердый отказ Кремля от дальнейших усилий в этом направлении. Его позицию фактически поддержал председатель ЗС Петербурга Вадим Тюльпанов, полагающий, что слияние с областью принизит статус города, превратив его из субъекта Федерации в обыкновеный муниципалитет. И только наиболее осведомленная о планах всевышних лиц Валентина Матвиенко посчитала нужным высказаться за объединение, оговорившись, что это может произойти и через пять, и через десять, и через пятнадцать лет.
Тест на лояльность Кремлю
Очевидно, что тема объединения с соседями - одна из лакмусовых бумажек для проверки лояльности губернаторских сил к принципиальным установкам Кремля, и она вовсе не случайно вброшена в политический обиход накануне президентских выборов.
Таким же образом недавно поступил полпред Илья Клебанов, заявив о проработке вопроса по объединению Новгородской и Псковской областей. Новый новгородский губернатор Сергей Митин предпочел пока отмолчаться, а вот псковские власти уже несколько недель доказывают на пресс-конференциях, что в последние годы их область развивается в полтора раза быстрее новгородцев, догоняя их по объемам производства. А посему еще неизвестно, кого к кому надо присоединять.
Позиции местных властных группировок, теряющих вместе с политической самостоятельностью и серьезные экономические кормушки, Кремль мог бы и не принимать в расчет, опираясь, прежде всего, на интересы государственных монополий, которым легче вести дела в нераздробленном на удельные княжества царстве. Но продолжение строительства властной вертикали упирается тут в необходимость посоветоваться с народом, а этот процесс пока не до конца подконтролен федеральному центру.
Народ не безмолвствует
Так, трезвые умы `из народа` вполне резонно заявляют, что объединять Псков и Новгород - два главных и многие века самостоятельных центра российской государственности - слишком серьезное покушение на историю страны. Не соответствует такой шаг и задаче экономической целесообразности: от объединения двух дотационных областей не появится экономически здоровый субъект, способный самостоятельно себя прокормить, а именно это Путин объявил приоритетом при рассмотрении условий объединения субъектов.
На Северо-Западе дальше других пока продвинулся процесс слияния Архангельской области и Ненецкого автономного округа, причем он инициируется и развивается сверху. Области уже переданы значительные права по осуществлению властных полномочий в НАО. Прежде всего, это касается формирования и распоряжения бюджетными средствами.
Шаги к объединению в НАО встречают открытым и тайным сопротивлением. Там была зафиксирована самая низкая по стране поддержка `Единой России` на выборах в декабре 2007-го в Госдуму. Там уже трижды создавались инициативные группы по проведению референдума с прямо противоположной формулировкой - об окончательном разводе с Архангельской областью. Инициаторов властям пока удавалось либо поймать на юридической казуистике, либо элементарно запугать, но уже известно, что сразу после президентских выборов новая группа борцов за независимость от Архангельска готова ринуться в бой.
Представители власти понимают, что проводить референдум об объединении в таких условиях - все равно что подносить огонь к бочке с порохом. Но и людей в НАО (там всего-то 40 тыс. жителей) понять можно: регион, где средняя зарплата достигла к концу 2007 года 46 тыс. руб., не хочет раствориться в объятиях большого старшего брата, где средние доходы в 2 с лишним раза ниже. Власть решила действовать тихой сапой, но без согласия населения праздника единения можно добиться только обманом. Кому нужен такой праздник?
Наконец, в борьбе с центростроительством страны самые смелые идут дальше, посягая на святое: они заявляют, что дотационность большинства регионов - результат действий Кремля, перераспределившего при Путине налоговые поступления и другие доходы бюджета в свою пользу. Если запустить обратный процесс, заставив центр поделиться, то и субъектов, способных самостоятельно решать социально-экономические задачи, станет больше. А кое-кто заикается даже о праве регионов участвовать в контроле за гигантскими расходами федерального бюджета, который реально формируют не труженики учреждений, расположенных внутри Садового кольца.
Словом, нового президента России на пути укрупнения регионов ждут не только фейерверки.
|