В 2008 году рынок мобильной связи ожидают перемены, на которые подталкивают два обстоятельства: намерение Мининформсвязи РФ отменить на безлимитных тарифных планах электросвязи плату за звонки на федеральные сотовые номера.
Министр информтехнологий и связи Леонид Рейман сообщил о готовящемся к выходу в марте постановлении Правительства РФ, которое частично решит эту проблему. Оно должно регламентировать ценообразование на услуги присоединения и пропуска трафика в сетях. В результате ожидается новая балансировка тарифов.
У одних прибыль, у других - убытки
По идее, убытки должны понести только операторы фиксированной связи. И например, в `СЗТ` объявили об изменении цен для тех, кто выбрал комбинированный и повременный тарифные планы. Кроме того, частично скомпенсирует потери широкое развитие Интернет-услуг (ADSL-доступ).
Однако вряд ли все вместе взятое поможет избежать убытков, если все подписчики безлимитных тарифов начнут часами разговаривать с мобильными абонентами.
`Северо-Западный телеком`, по отчетам по МСФО за I полугодие 2007-го, заработал на внутризоновых соединениях (включая звонки `фиксированная - мобильная` сети) 1,47 млрд руб. - 12,3% всей полугодовой выручки. А в целом выпадающие доходы телекомов в случае отмены платы для подписчиков безлимитных тарифов, как предполагают в компании `Тройка диалог`, составят не менее $100 млн в год.
Не зря же Л. Рейман намекнул, что мартовское постановление лишь частично решит проблему. Несложно догадаться, что министр не обидит телекомы, и эксперты ждут, какой данью обложат мобильных операторов, чтобы `уравнять` их тарифы в суммарном итоге с электросвязью. Особенно если они будут настаивать на том, чтобы в любом случае фиксированные операторы переводили им плату за звонки от их абонентов за минуты соединения. Понятно, что звонить будут больше с обычных телефонов на сотовые, а не наоборот.
В ожидании безлимитных чудес
Очевидно, надо ждать сюрпризов. И уже сегодня тройка ведущих сотовых операторов на всякий случай изыскивает резервы для повышения доходности. В частности, в `Вымпелкоме` в Петербурге перестали подписывать на тарифные платы с посекундной тарификацией с первой минуты разговора. С Интернет-сайта они исчезли. А взамен появилась линейка тарифов, которая стремится заставить абонентов больше говорить - на это направлены новые предложения. Название одного из них само за себя говорит: `Монстр общения`.
У `МегаФона` тарифы для малоговорящих и без того достаточно тяжелые. С ними мирит, правда, более выгодный Интернет, который тарифицируется за каждые 100 килобайт трафика, а не округляется до 1 Мбт, как у других GSM-операторов. Именно Интернет-услугами и стараются завербовать себе дополнительных абонентов в Северо-Западном филиале `МегаФона`. В нем стали подключать на тарифную опцию `Ночной форсаж` с предоставлением абоненту неограниченного объема Интернет-трафика по ночам. До весны это сравнительно дешево, а потом придется выкладывать в два с лишним раза дороже. К этому сроку шире начнут разворачивать услуги связи третьего поколения. И, надо полагать, для владельцев сотовых трубок, поддерживающих стандарт 3G, скорости будут соответствующие. Ведь сейчас в Глобальной паутине по GSM-мобильнику особо не разгонишься...
3G стандарт для `МегаФона` - это еще и вступление на `тропу войны` со `Скай-Линком` на Северо-Западе, который продвигается не столько как сотовый оператор связи, а больше как поставщик Интернет-услуг в комплекте с телефонией.
В `МТС` также потихоньку стимулируют многоговорящих абонентов. Но пока оптимизируют свои расходы оригинальным образом: в компании объявили закрытый тендер на продажу просроченной задолженности своих абонентов, которая в 2007 году превысила $83 млн (около 4% от всего дохода оператора).
По оценкам экспертов, в `МТС` рассчитывают вернуть около одной десятой от этой суммы. Потихоньку и другие операторы продают на банковском рынке часть безнадежных долгов коллекторским агентствам. Но такой масштабной операции и прямых продаж их фирмам, специализирующимся на `выбивании` задолженности из клиентов, еще никто на сотовом рынке не проводил.
Расстановка сил в регионе прежняя
Особых перемен пока незаметно на Северо-Западе только Tele2: в компании, как объясняют ее менеджеры, заняты улучшением качества связи прежде всего в Петербурге. И потихоньку развивают экспансию в субъектах СЗФО. А чтобы успешнее выдерживать общение с клиентами, в Tele2 заказали у петербургского `Института `Новые возможности` программу специального тренинга под девизом `Жалоба как подарок`. Жалоб, вероятно, много. Но ведь и сеть Tele2 еще нельзя назвать полноценной.
Остается добавить, что в целом по РФ количество сотовых абонентов в 2007 году превысило 170 млн человек (+13,6% к 2006-му). По данным ACM-Consulting, на 100 россиян приходится по 117 сим-карт.
В Петербурге ежемесячно примерно на 500 тыс. увеличивается число подписчиков услуг сотовых операторов. При этом темпы продаж сим-карт в городе на Неве на 0,2% превышают московские. Однако по количеству используемых карточек Петербург уступает столице.
|