Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Туристам сильно повезло. Если, конечно, не произойдет монополизация отрасли - ЭиВ N 5 (689)
ТУРИЗМ
Туристам сильно повезло. Если, конечно, не произойдет монополизация отрасли
No. 5 (689) 18.02.2008
Ольга АРХАНГЕЛЬСКАЯ
Появление финансовых гарантий в туризме показало сильные стороны петербургского турбизнеса и слабые - регионального.

Прошло более полугода с того момента, как улеглись страсти по поводу вступления в силу поправок в Закон `Об основах туристской деятельности в РФ`, обязавший турбизнес предоставлять финансовые гарантии. По признанию руководителей многих турфирм, какой-то другой жизни для них вовсе не наступило, работа шла в обычном режиме.

В основном турбизнес хорошо пережил этот период, бывший лишь переходным. Закон же в полной мере начинает действовать только с этого года, а точнее с 1 июня, когда финансовые гарантии увеличиваются в

2 раза.



Петербург устоял



Специалисты пока не спешат проводить какие-то глубокие оценки нововведений в отрасли, однако некоторые соображения у них есть.

- Несколько выводов уже можно сделать смело, - прокомментировал нынешнее положение дел вице-президент Российского союза туриндустрии, глава его регионального отделения Сергей Корнеев. - Первое: петербургский туррынок показал свою серьезную устойчивость. Закон подтвердил то, что фактически уже сложилось. В городе на Неве реально действует около 500 туроператоров. Столько их было и раньше, а теперь они просто подтвердили свои гарантии.

Стабильность петербургского рынка только помогла турфирмам с историей, хорошей репутацией достаточно просто договориться со своими партнерами - банками и страховыми компаниями, чтобы те разделили с ними риски.

Второй примечательный факт: Сергей Корнеев сообщил, что за период действия закона в Петербурге не было ни одного случая, когда бы потребовалось его применить. За исключением, пожалуй, истории с обанкротившейся турфирмой `Алеа`. Правда, тогда принудительного применения закона даже не понадобилось, так как сами страховщики добровольно в досудебном порядке приняли решение о возмещении ущерба, не дожидаясь ответа, кто прав, а кто виноват.



Агентства пропустили через фильтр



За разговорами о надежности туроператоров может показаться, что теперь стали бесконтрольными турагентства. Однако это не совсем так. В развитии закона приняты Правила оказания турагентских услуг, которые достаточно подробно прописывают взаимоотношения турагентства с клиентом. Агентство, выдавая путевку, обязательно в бланке обязано указать, кто является оператором данного тура. Другими словами - название компании, предоставившей фингарантии. Хотя бы об этом должен знать любой.

Как подчеркивает С. Корнеев, наш турист юридически защищен очень сильно. И далеко не только этим законом. К тому же совершенно естественно, что теперь туроператоры строже стали требовать со своих агентов. Поначалу было опасение, что к ним нахлынет вал обращений фирм, которые реально турагентствами не являются. Ну, например, сотрудники некоего частного предприятия решили съездить в Турцию и захотели получить скидку. Заключили агентский договор, съездили - на этом их деятельность закончилась.

Понятно почему туроператоры начали придумывать свои критерии отбора агентов.

- Точно не знаю, увеличилось или уменьшилось число турагентств в Петербурге (теперь это никак не учитывается), но я предполагаю, что их могло стать и больше. Ведь любая крупная компания заинтересована в расширении своей агентской сети. Это закон бизнеса, - считает С. Корнеев.

Действительно, за последнее время в городе на Неве появилось довольно много точек продаж путевок. Офисы располагаются в основном там, где многолюдно: в пунктах продажи мобильных телефонов, гипермаркетах, торговых комплексах. Вывески с надписями `Хорошие путевки`, `Магазин горячих путевок`, `Лучший отдых` бросаются в глаза. Такие места без клиентов не пустуют.



Регионалы сменили ориентацию



У регионального турбизнеса с появлением обязательств по финансовым гарантиям ситуация стала довольно сложная, и, как уверен Сергей Корнеев, будет еще тяжелее после процедуры их переоформления. Проблема - найти эти миллионы, и даже тысячи, рублей.

- Если для питерских компаний суммы, прописанные в законе, небольшие, то для тех, кто работает по узким направлениям в приграничных территориях, они высокие. Например, в Калининграде есть турфирмы, занимающиеся отправкой школьных групп в Польшу. Правда, ни об одном закрытии я не знаю. Просто многие операторы стали теперь агентами, - рассказал С. Корнеев.

Подводя итог, можно точно сказать, что в целом на Северо-Западе количество туроператоров уменьшилось, но при этом не стало меньше фирм, занимающихся туристской деятельностью.

Кстати, поработав с региональными компаниями, страховщики констатируют, что рисков не так уж и много, и они, в принципе, готовы к новому этапу процедуры фингарантий.



От консолидации туристу очень хорошо



Опасения того, что приход в туротрасль иностранных компаний может негативно повлиять на ситуацию на нашем рынке, пока что не подтверждаются. Правда, пока какого-то массового наступления инвесторов тоже не наблюдается. Известно об одном поглощении - покупке компании `Калипсо` финским туроператором Aurinkomatkat.

- Приток иностранных инвестиций все время будет происходить, - считает С. Корнеев. - Но в этом случае речь скорее идет о партнерстве, принятом в мировой практике: обмен или покупка части акций, переход реального сотрудничества на новую ступень. Для потребителя это лучше, а в смысле конкуренции для турфирм - это хуже. Приход больших денег может экономически разорить конкурентов, как произошло в Латинской Америке.

Однако монополизация рынка нам пока не грозит, для нее нет никаких предпосылок. Мы же не Латинская Америка. У нас устойчивые местные туркомпании, уверен С. Корнеев.

Приход московских туроператоров на рынок Северо-Запада тоже не пугает. А если говорить о зарубежных, то в них, кстати, постепенно просачивается и российский бизнес. Так, акционером самого крупного в Европе концерна -TUI AG стал наш человек - Алексей Мордашов.

Так что процесс глобализации в туризме становится интересен. Когда одна и та же компания и отправляет, и принимает - естественно, ответственность перед туристом уже выше.



Мнения специалистов



Сергей Корнеев,

вице-президент РСТ:

- Существует такая негласная статистика: один довольный клиент способен привести в турфирму пять человек, а недовольный - увести десять! Фактически эту ситуацию еще более подстегнул Федеральный закон `О внесении изменений в Федеральный закон `Об основах туристской деятельности в Российской Федерации`, заставив турфирмы `подтянуться` и с большим вниманием относиться к юридической стороне вопроса. Все документы и договоры с клиентами все чаще прорабатываются до малейших нюансов, чтобы избежать всякого рода неопределенностей, способных привести к конфликту. Это и подтверждается итогами проверок Роспотребнадзора.



Олег Афромеев,

генеральный директор компании `Калипсо - мир путешествий`:

- С этого года наша компания вводит для своих сотрудников обязательный компьютерный отчет по удовлетворенности поездкой клиентов. Это означает, что сделка будет считаться завершенной не тогда, когда клиент заплатил деньги в кассу и уехал, а тогда, когда менеджер получил соответствующий комментарий о результате поездки от клиента. Это повлияет на бонусные программы сотрудников. Система не новая, она подсмотрена в Европе, но это и есть, на мой взгляд, ответственность компании.



Тамара Халецкая,

генеральный директор компании `Солвекс Турне`:

- В качестве лучшей профилактики нареканий считаю предоставление максимума информации для клиентов - даже свыше того, что прописано в договоре.

В турбизнесе все гладко не бывает, но туристы для нас - это святое! По последнему инциденту в Болгарии могу сказать, что мы постарались сделать все возможное: постоянно связывались с нашими коллегами в Софии, авиакомпанией `Россия`, наши сотрудники регулировали ситуацию, находясь рядом с туристами в аэропорту. Особо неприятных конфликтов удалось избежать, но мы на собственной шкуре прочувствовали недоработки нового закона о туризме, потому что в отношениях с перевозчиком он не урегулирован.



С 1 июня 2008 года обязательный размер финансовой гарантии для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, - 10 млн руб., в сфере внутреннего и въездного туризма - 500 тыс. руб.

Российский турист защищен:

1. Законом о защите прав потребителей.

2. Проверяющими организациями -

Роспотребнадзор, Общество по защите

прав потребителей.

3. Гражданским кодексом РФ.

Другие материалы рубрики
ТУРИЗМ
08.12.08Коротко
08.12.08Паромная эпопея

Судоходная линия между Псковом и Тарту может быть возобновлена уже в следующем году
01.12.08Карта для любителей
С литературной картой “пройти” по Псковской области сможет любой пользователь Интернета
01.12.08Паромным туристам дали бонус
Инициатива правительства Петербурга о разрешении безвизового въезда в Россию для пассажиров паромов 26 ноября была поддержана Советом Федерации
01.12.08Валдай – находка для инвесторов
10.11.08Иностранцев отпугивают наши цены
10.11.08Туроператоров по осени считают
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru