Появление финансовых гарантий в туризме показало сильные стороны петербургского турбизнеса и слабые - регионального.
Прошло более полугода с того момента, как улеглись страсти по поводу вступления в силу поправок в Закон `Об основах туристской деятельности в РФ`, обязавший турбизнес предоставлять финансовые гарантии. По признанию руководителей многих турфирм, какой-то другой жизни для них вовсе не наступило, работа шла в обычном режиме.
В основном турбизнес хорошо пережил этот период, бывший лишь переходным. Закон же в полной мере начинает действовать только с этого года, а точнее с 1 июня, когда финансовые гарантии увеличиваются в
2 раза.
Петербург устоял
Специалисты пока не спешат проводить какие-то глубокие оценки нововведений в отрасли, однако некоторые соображения у них есть.
- Несколько выводов уже можно сделать смело, - прокомментировал нынешнее положение дел вице-президент Российского союза туриндустрии, глава его регионального отделения Сергей Корнеев. - Первое: петербургский туррынок показал свою серьезную устойчивость. Закон подтвердил то, что фактически уже сложилось. В городе на Неве реально действует около 500 туроператоров. Столько их было и раньше, а теперь они просто подтвердили свои гарантии.
Стабильность петербургского рынка только помогла турфирмам с историей, хорошей репутацией достаточно просто договориться со своими партнерами - банками и страховыми компаниями, чтобы те разделили с ними риски.
Второй примечательный факт: Сергей Корнеев сообщил, что за период действия закона в Петербурге не было ни одного случая, когда бы потребовалось его применить. За исключением, пожалуй, истории с обанкротившейся турфирмой `Алеа`. Правда, тогда принудительного применения закона даже не понадобилось, так как сами страховщики добровольно в досудебном порядке приняли решение о возмещении ущерба, не дожидаясь ответа, кто прав, а кто виноват.
Агентства пропустили через фильтр
За разговорами о надежности туроператоров может показаться, что теперь стали бесконтрольными турагентства. Однако это не совсем так. В развитии закона приняты Правила оказания турагентских услуг, которые достаточно подробно прописывают взаимоотношения турагентства с клиентом. Агентство, выдавая путевку, обязательно в бланке обязано указать, кто является оператором данного тура. Другими словами - название компании, предоставившей фингарантии. Хотя бы об этом должен знать любой.
Как подчеркивает С. Корнеев, наш турист юридически защищен очень сильно. И далеко не только этим законом. К тому же совершенно естественно, что теперь туроператоры строже стали требовать со своих агентов. Поначалу было опасение, что к ним нахлынет вал обращений фирм, которые реально турагентствами не являются. Ну, например, сотрудники некоего частного предприятия решили съездить в Турцию и захотели получить скидку. Заключили агентский договор, съездили - на этом их деятельность закончилась.
Понятно почему туроператоры начали придумывать свои критерии отбора агентов.
- Точно не знаю, увеличилось или уменьшилось число турагентств в Петербурге (теперь это никак не учитывается), но я предполагаю, что их могло стать и больше. Ведь любая крупная компания заинтересована в расширении своей агентской сети. Это закон бизнеса, - считает С. Корнеев.
Действительно, за последнее время в городе на Неве появилось довольно много точек продаж путевок. Офисы располагаются в основном там, где многолюдно: в пунктах продажи мобильных телефонов, гипермаркетах, торговых комплексах. Вывески с надписями `Хорошие путевки`, `Магазин горячих путевок`, `Лучший отдых` бросаются в глаза. Такие места без клиентов не пустуют.
Регионалы сменили ориентацию
У регионального турбизнеса с появлением обязательств по финансовым гарантиям ситуация стала довольно сложная, и, как уверен Сергей Корнеев, будет еще тяжелее после процедуры их переоформления. Проблема - найти эти миллионы, и даже тысячи, рублей.
- Если для питерских компаний суммы, прописанные в законе, небольшие, то для тех, кто работает по узким направлениям в приграничных территориях, они высокие. Например, в Калининграде есть турфирмы, занимающиеся отправкой школьных групп в Польшу. Правда, ни об одном закрытии я не знаю. Просто многие операторы стали теперь агентами, - рассказал С. Корнеев.
Подводя итог, можно точно сказать, что в целом на Северо-Западе количество туроператоров уменьшилось, но при этом не стало меньше фирм, занимающихся туристской деятельностью.
Кстати, поработав с региональными компаниями, страховщики констатируют, что рисков не так уж и много, и они, в принципе, готовы к новому этапу процедуры фингарантий.
От консолидации туристу очень хорошо
Опасения того, что приход в туротрасль иностранных компаний может негативно повлиять на ситуацию на нашем рынке, пока что не подтверждаются. Правда, пока какого-то массового наступления инвесторов тоже не наблюдается. Известно об одном поглощении - покупке компании `Калипсо` финским туроператором Aurinkomatkat.
- Приток иностранных инвестиций все время будет происходить, - считает С. Корнеев. - Но в этом случае речь скорее идет о партнерстве, принятом в мировой практике: обмен или покупка части акций, переход реального сотрудничества на новую ступень. Для потребителя это лучше, а в смысле конкуренции для турфирм - это хуже. Приход больших денег может экономически разорить конкурентов, как произошло в Латинской Америке.
Однако монополизация рынка нам пока не грозит, для нее нет никаких предпосылок. Мы же не Латинская Америка. У нас устойчивые местные туркомпании, уверен С. Корнеев.
Приход московских туроператоров на рынок Северо-Запада тоже не пугает. А если говорить о зарубежных, то в них, кстати, постепенно просачивается и российский бизнес. Так, акционером самого крупного в Европе концерна -TUI AG стал наш человек - Алексей Мордашов.
Так что процесс глобализации в туризме становится интересен. Когда одна и та же компания и отправляет, и принимает - естественно, ответственность перед туристом уже выше.
Мнения специалистов
Сергей Корнеев,
вице-президент РСТ:
- Существует такая негласная статистика: один довольный клиент способен привести в турфирму пять человек, а недовольный - увести десять! Фактически эту ситуацию еще более подстегнул Федеральный закон `О внесении изменений в Федеральный закон `Об основах туристской деятельности в Российской Федерации`, заставив турфирмы `подтянуться` и с большим вниманием относиться к юридической стороне вопроса. Все документы и договоры с клиентами все чаще прорабатываются до малейших нюансов, чтобы избежать всякого рода неопределенностей, способных привести к конфликту. Это и подтверждается итогами проверок Роспотребнадзора.
Олег Афромеев,
генеральный директор компании `Калипсо - мир путешествий`:
- С этого года наша компания вводит для своих сотрудников обязательный компьютерный отчет по удовлетворенности поездкой клиентов. Это означает, что сделка будет считаться завершенной не тогда, когда клиент заплатил деньги в кассу и уехал, а тогда, когда менеджер получил соответствующий комментарий о результате поездки от клиента. Это повлияет на бонусные программы сотрудников. Система не новая, она подсмотрена в Европе, но это и есть, на мой взгляд, ответственность компании.
Тамара Халецкая,
генеральный директор компании `Солвекс Турне`:
- В качестве лучшей профилактики нареканий считаю предоставление максимума информации для клиентов - даже свыше того, что прописано в договоре.
В турбизнесе все гладко не бывает, но туристы для нас - это святое! По последнему инциденту в Болгарии могу сказать, что мы постарались сделать все возможное: постоянно связывались с нашими коллегами в Софии, авиакомпанией `Россия`, наши сотрудники регулировали ситуацию, находясь рядом с туристами в аэропорту. Особо неприятных конфликтов удалось избежать, но мы на собственной шкуре прочувствовали недоработки нового закона о туризме, потому что в отношениях с перевозчиком он не урегулирован.
С 1 июня 2008 года обязательный размер финансовой гарантии для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, - 10 млн руб., в сфере внутреннего и въездного туризма - 500 тыс. руб.
Российский турист защищен:
1. Законом о защите прав потребителей.
2. Проверяющими организациями -
Роспотребнадзор, Общество по защите
прав потребителей.
3. Гражданским кодексом РФ.
|