За 10 месяцев, в течение которых туроператоры накапливали опыт страхования гражданской ответственности перед своими клиентами, страховщики еще не успели приобрести достаточного опыта компенсации туроператорских провинностей. Тем не менее страховые компании уже заявляют о своей готовности продлевать договоры с турфирмами.
Напомним, что в середине января 2007 года Госдума приняла закон, защищающий российских туристов от недобросовестных туроператоров, который вступил в силу с 1 июня 2007 года. Но до июня 2008 года он действует в переходном варианте: размер фингарантии для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, пока может составлять не менее 5 млн руб., а для `внутренних` туроператоров - не менее 500 тыс. руб.
Четырехкратный разброс тарифов
По сообщению директора СПб филиала ООО `Первая страховая компания` Валентина Смышляева, с момента принятия поправок к Закону `Об основах туристической деятельности в РФ`, обязавших всех туроператоров приобретать банковскую гарантию возмещения убытков или страховку гражданской ответственности, около 97% туроператоров воспользовались именно страховыми услугами.
Во-первых, банки предъявили намного более жесткие условия выдачи гарантии, например требование размещать у них депозиты на сумму гарантии (то есть не меньше 5 млн руб.). Во-вторых, сам тариф на страховую гарантию в среднем по рынку оказался ниже, чем за банковскую: базовый страховой тариф для международных туроператоров составил 2,4% от суммы фингарантии в год, для внутренних российских операторов - 2,05%.
`Помимо того, страховая компания может повышать или понижать тариф в зависимости от времени работы туроператора на рынке и его оборотов; стран, с которыми работает туроператор; наличия в прошлом претензий туристов к оператору и другое, - напоминает В. Смышляев. - В итоге за годовую страховку крупный надежный туроператор может заплатить около 35 тыс. руб. вместо 120 тыс. руб. по базовому тарифу`.
При оценке туроператорских рисков страховщики могут руководствоваться и другими критериями. Например, `Первая страховая`, оценивая того или иного туроператора, просит предоставить типовые договоры с компаниями, с которыми он работает за границей (ассистанскими службами, отелями, турфирмами), и с туристами. Это необходимо, чтобы оценить, насколько надежен механизм работы туроператора.
`В договорах не должно быть и `перегибов`, которые могут спровоцировать мошенничество, - предупреждает В. Смышляев. - Ведь существуют `профессиональные` туристы, которые потом готовы отсуживать деньги за то, что мебель в их номере была не плетеная (как было указано в договоре-путевке), а деревянная. Юридически это тоже ненадлежащее исполнение туроператором своих обязательств, и турист имеет право заявить о нем в страховую компанию`.
Страховая компания, оценивая свои риски, может руководствоваться и такой логикой: финансовые обороты туроператора растут - значит растет поток клиентов, они доверяют оператору, потому что у него существует налаженная система работы. Риск обмана туристов таким туроператором ниже, чем у небольшой компании, в которую по какой-то причине каждый год обращается все меньше клиентов. Поэтому, например, в `Первой страховой` тариф для больших туроператорских компаний всегда будет ниже, чем для маленьких.
К продлению договоров готовы
Нам не удалось обнаружить ни одного страховщика, который в этом году решил бы отказаться от страхования ответственности туроператоров. По-видимому, остаться на рынке их убедило чрезвычайно низкое число требований по выплате, поступивших от туристов за истекшие 8,5 месяца.
`Туристы редко обращаются с претензиями к страховщику, так как не все знают о такой возможности, - предполагает В. Смышляев. - Да и сами туроператоры в большинстве случаев при возникновении проблем с отелями, трансфером, другими договорными услугами стараются решить финансовый вопрос напрямую с клиентом, чтобы не выносить сор из избы. Таким образом, страховка для них является лишь документом для получения лицензии`.
`По Северо-Западному дивизиону у нас еще не было случаев выплаты возмещения по страхованию ответственности туроператоров`, - признал и руководитель отдела страхования туристов СЗ дивизиона группы `Ренессанс страхование` Олег Петров.
`Ренессанс`, по словам О. Петрова, уже продлевает прошлогодние договоры с туроператорами. При этом на тариф влияет только убыточность. При первичном же заключении договоров компания учитывает, сколько лет составляет опыт работы турфирмы и ее руководителя, какие направления туризма она развивает, какой транспорт использует, в какие страны отправляет клиентов.
Мнения специалистов
Игорь Шаповалов,
эксперт отдела урегулирования претензий филиала
ОСАО `РЕСО-Гарантия` в Петербурге:
- Наиболее частые страховые случаи, с которыми обращаются выезжающие за рубеж туристы, - это всевозможные пищевые отравления. Второе место занимают обращения по поводу простудных заболеваний (часто это связано со сменой климатических условий). Выплат по страхованию ответственности туроператоров в нашей компании еще не было.
Валентин Смышляев,
директор СПб филиала ООО `Первая страховая компания`:
- Стоит отметить, что нередко мы слышим жалобы от туристов, которых ввели в заблуждение сами представители туроператора. Кто бывал в Египте или в Турции, знает, что дополнительные экскурсии стоят в 2-3 раза дешевле у местных агентств, чем в отеле у туроператора. Те, кто не любит рисковать или просто не знает надежных местных гидов, выбирают услуги последнего. Многие же и рады сэкономить, да их часто пугают сами туроператоры, заявляя, что медицинская страховка перестает действовать на то время, когда туристы пользуются услугами других агентств или гидов.
|