Обучение по программам Master of Business Administration, в рамках которых осуществляют подготовку менеджеров общего профиля, становится в России все более популярным. Более того, по части должностей требование наличия сертификата или диплома MBA уже является обязательным или считается само собой разумеющимся. Кому и зачем MBA требуется?
Возводимые в степень
Специалисты уверены: до желания стать обладателем сертификата или диплома MBA нужно дорасти. Он вряд ли потребуется рядовому сотруднику, даже если он настоящий профессионал. Как правило, получать знания и навыки такого высокого класса отправляются топ-менеджеры и руководящие работники, ощущающие явную необходимость в понимании бизнес-процессов и стремящиеся вывести предприятие на новый качественный уровень. По данным компании Begin Group, учиться на программы МВА поступают люди, уже имеющие высшее образование и опыт работы на руководящих должностных позициях. Как показал опрос, проведенный в 2007 году в Петербурге, 37% слушателей составляют менеджеры высшего, 35% - среднего звена, по 7% - владельцы компаний и высококвалифицированные специалисты.
Желающие получить MBA обладают и солидным опытом работы, который в основном связан с управленческими должностями. 39% соискателей признанной во всем мире степени имеют опыт в объеме 7-10 лет, 26% - 11-15, а 23% - 4-6 лет. Те, у кого за плечами большой опыт (16-20 или 21-25 лет), составляют 5 и 3% слушателей соответственно, а имеющие практику управления менее 3 лет - 4%. Вместе с тем молодость претендентов на степень дает о себе знать, так как у 90% из них стаж руководящей работы не превышает 10 лет.
Основным притягательным элементом для получения MBA становятся уровень и универсальность знаний, поскольку выпускники программ способны эффективно управлять бизнесом в любых отраслях экономики. Обучение не только дает базовые знания, но и помогает понять, как и на каком этапе происходит взаимодействие между отдельными подразделениями компании.
Ожидания сбываются
Соискатели степени привыкли ставить перед собой цели и достигать их. Приходя на программу MBA, 66% из них намерены получить новые знания, 63% - построить успешную карьеру, а 39% - увеличить собственный доход. Причем петербургские претенденты на MBA развитие своей карьеры и увеличение доходов ценят больше всего.
Исследования показывают, что многие слушатели напрямую связывают рост своих доходов с вложениями в образование. При этом у 27% слушателей ожидания реализуются еще в процессе обучения, 10% думают, что через год после получения MBA их доходы вырастут более чем в два раза, 16% ожидают рост доходов на 50%, а 14% полагают, что их доходы останутся неизменными. 90% учащихся уверены, что особую роль играет наличие международной аккредитации бизнес-школы. По мнению опрошенных, получение сертификата или диплома такого уровня гарантирует преимущества при поиске работы. Действительность недалека от ожиданий: более половины выпускников делают успехи в построении карьеры. Еще в процессе обучения 26% слушателей `дорастают` до уровня топ-менеджеров, 32% становятся менеджерами среднего звена, а 13% основывают собственные компании.
Востребованность с ограничениями
Желающие получить вожделенный статус есть. Но существует ли насущная потребность в них на рынке труда? Как показали исследования компании HeadHunter::Санкт-Петербург, она имеется, но при этом большую роль играют сфера деятельности специалиста с MBA и его собственные ожидания.
Больше всего их требуется в секторе высшего менеджмента. Это понятно: состав обучающихся сам по себе предполагает работу соответствующего уровня. Профессиональные управленцы с MBA нужны в банковской и инвестиционной сферах, в управления корпоративными финансами. При этом если потребность в дополнительном бизнес-образовании у финансистов выросла в 2007 году (по сравнению с 2005-2006 гг.) всего на 2%, то спрос на банкиров, окончивших MBA, - в полтора раза (аналитики связывают это с активным развитием рынка банковских услуг).
Однако общий спрос на специалистов с MBA все еще достаточно низок, и говорить о дефиците кадров, получивших дополнительное образование по таким программам, пока не приходится. Доля вакансий, в которых степень упоминается в качестве обязательного или желательного требования работодателя, в Петербурге не превышает 4-5% даже в сфере высшего менеджмента, а в остальных ее исчисляют долями процента. Виновны в том высокая стоимость обучения, ограниченное количество образовательных учреждений и неоднозначная оценка MBA как обязательного атрибута успеха современного топ-менеджера. Пока наличие степени - скорее элемент статуса, нежели мощный инструмент развития карьеры. Но ситуация быстро меняется...
Комментарии
Тимур Руденко,
коммерческий директор группы компаний `ТУРИБА`
- Я принял решение получить степень МВА для дальнейшего развития карьеры, поскольку мой уровень знаний и опыт не позволяли мне принимать решения, поскольку они подразумевали значительную финансовую ответственность. Программа МВА дает знания во всех сферах бизнес процессов организации, обучение расширяет кругозор и позволяет оценить всевозможные риски при принятии тех или иных решений.
Оксана Виноградова,
руководитель проекта `Я покупаю`:
- Мой карьерный путь начался в компании `Апит-Премьер`. Я стала менеджером, но у меня не было никакого управленческого опыта, и, конечно, необходимо было его получить. Существовали две альтернативы - приобрести российское образование с прекрасной теоретической базой, или западное, акцентирующее внимание на выработке навыков. Я предпочла и то и другое - пошла учиться в СПбГУ и в Открытую Школу Бизнеса на программу МВА Открытого Университета. Обучение самым серьезным образом повлияло на мою карьеру. Обучаясь в ОШБ, я четко поняла, что теория - только инструмент, который ты должен научиться использовать.
Дмитрий Павлов,
проректор по развитию и внешним связям ИМИСП:
- Оказавшись в аудитории программы МВА, слушатели попадают в новую для себя среду обитания. Окружающая действительность кажется целостнее, логичнее и совершеннее, чем привычный мир. Заряженные на успех коллеги принадлежат к одной с вами социальной и возрастной группе. У них схожие с вашими вопросы, которые ставят бизнес и жизнь. Преподаватели знают проблемы менеджмента не столько из книг, сколько через уникальный опыт консультирования и диалога с бизнесом. Они предрасположены к открытой дискуссии. Для них это норма, закон жанра. Подобная программа не только формирует системный взгляд на бизнес, предлагая возможность дополнительной самоактуализации, формируя навыки аргументированной защиты своей точки зрения и т. д., но и дает новые деловые и человеческие контакты.
|