ОАО `Вологодская овчинно-меховая фабрика` победило сразу в двух лотах: для МВД и ФСБ. Фабрика соперничала с родственными предприятиями Рязани, Казани и Кировской области. Став первой, она обеспечила себя заказами в I полугодии 2008 года на 45 млн руб. Для сравнения: в прошлом году предприятие реализовало продукции на 6,5 млн руб.
Генеральный директор `овчинки` Дмитрий Сватковский не скрывает оптимизма. Победа в аукционе позволит, наконец, полнее загрузить мощности, пополнить оборотные средства, улучшить балансы и, возможно, получить банковские кредиты, которые нужны сегодня, как воздух.
Вчера и сегодня вологодской фабрики
ОАО `Вологодская овчинно-меховая фабрика` - 160 лет. Это старейшее предприятие области, которое на протяжении своей истории поменяло несколько форм собственности. В 1970-х, когда дубленки и джинсы были товаром особого спроса, оно была чем-то вроде визитной карточки города. За изделиями из овчины в Вологду организовывали паломничества. Даже из Москвы. Если очень везло, то доставали.
Теперь времена другие. Рынки забиты гораздо более дешевыми и менее качественными турецкими и китайскими изделиями из псевдоовчины, а фирменный магазин фабрики, действующий прямо на ее территории, утрачивает популярность. Вологодская продукция, пошитая, кстати, из натурального сырья, гораздо дороже привозной.
Как призналась работница сырьевого цеха Надежда Латынцева, `конкуренты жмут со всех сторон, а машины, которые есть на фабрике, уже не позволяют на равных соперничать с ними`. Н. Латынцева трудится на самом тяжелом, дубильном, участке. Швейным машинам, о которых она говорит, уже 20 лет. Заменить бы их на современные, но не хватает денег. А искать пути удешевления продукции надо. Пока высокие цены на сырье, дорожающие энергоносители, растущие транспортные затраты не позволяют снизить себестоимость продукции.
Их пример - другим наука
Перспективу вступления страны в ВТО сам Дмитрий Сватковский оценивает двояко. С одной стороны, вроде бы подтолкнет предприятие к более энергичному решению основных стратегических задач, с другой - грозит полным коллапсом. Второе - реальнее. По существу, что-то вроде вступления в ВТО для отечественного легпрома уже имело место. Это было в 1990-х, когда отечественные рынки заполонил заморский ширпотреб. До сих пор многие в отрасли от этой `интеграции` в себя прийти не могут.
Одно из предприятий области, которое сумело это сделать, - вологодское ООО `ПТК `Волтри-Евродизайн`, специализирующееся на пошиве женской и мужской одежды из льна.
Это, в принципе, такое же редкое, если не сказать уникальное, предприятие, как и ОАО `Вологодская овчинно-меховая фабрика`. В середине 1990-х оно тоже находилось в трудном положении. Однако выручили вологодские газовики, которые участвуют в разработке льняного комплекса области. Они инвестировали швейников, и те смогли приобрести несколько станков немецкой фирмы `Штолль`, выпускающей оборудование для предприятий легкой промышленности. За счет этого ООО `ПТК `Волтри-Евродизайн` сумело конкурировать с итальянским производителем трикотажа, выпускающего продукцию на таких же машинах, но гораздо более дорогую, чем вологодская. В результате - живет нынче неплохо.
Второе предприятие - сама `овчинка`, вошедшая в состав Вологодской холдинговой компании. От состава совета директоров компании деятельностью предприятия курирует генеральный директор ОАО `Вологдаэлектротранс` Владимир Громов.
- Только в прошлом году в овчинно-меховую фабрику холдингом было проинвестировано 7 млн рублей, - сказал он. - За счет этого она сумела закупить высококачественное сырье и выполнить важный госзаказ оборонного ведомства, что и дало возможность победить в аукционе, а это, в свою очередь, открывает перспективы для модернизации оборудования и выпуска конкурентоспособной продукции. Без участия в холдинге такое было бы невозможно.
Вместо послесловия
Опыт двух предприятий легкой промышленности Вологодской области свидетельствует о том, что малым производствам, выпускающим штучный товар, пока все еще нужна поддержка крупных промышленников. Благодаря этому будут сохранены уникальные российские ремесла.
|