Налоговики мечтают вытащить ее на солнечный свет с помощью более совершенного законодательства
Глобальная сеть перестает быть местом, где скачивают полезную информацию и ищут развлечений. На Северо-Западе набирает популярность новая услуга - приобретение товаров через Интернет.
Примерно каждый десятый житель крупных городов РФ, как видно по данным опросов, проведенных на нескольких Интернет-порталах, попробовал самостоятельную торговлю на бирже. В Москве - каждый седьмой, а в Петербурге - каждый восьмой. Эти данные дают представление о том, сколько в Глобальной паутине заведено `электронных кошельков` и открыто `виртуальных` счетов. Потому что без этого выход через сеть на торговые площадки не имеет смысла.
Можно утверждать, что на трейдерские эксперименты, как правило, решаются, в первую очередь, граждане, имеющие опыт покупок через Интернет.
Покупки из любопытства
По подсчетам компании Nielsen, 77% россиян, пользующихся Интернетом, делали хотя бы однажды `виртуальную` покупку. Но только 32% пытаются это сделать ежемесячно. А вот, к примеру, в Южной Корее аналогичный показатель - 79%, в Великобритании - 76%, в Швейцарии - 67%.
Хотя ежегодно электронные продажи в РФ, по оценкам специалистов, растут на 40%, однако этот рынок пока еще далеко отстает от лидеров онлайн-шопинга. Да и структура рынка складывается несколько иная. Первые места по популярности `сетевых` покупок во всем мире прочно занимают книги (41% от всех покупок) и одежда (36%). Далее идут DVD и игры (24%), авиабилеты (24%) и электронная техника (23%).
В России книги тоже вне конкуренции (42%). А вот на втором месте бытовая техника и электроника (33%). Продажа одежды по электронным каталогам еще только набирает обороты. И в основном этот бизнес развивается в российских регионах, включая Северо-Запад. Для москвичей такие покупки вообще не характерны.
Практически нет спроса на продовольственные товары (8%). Для сравнения: в Японии и Китае (население крупных городов) этот показатель, соответственно, 36% и 32%. В Южной Корее через Интернет одевается 70% пользователей сети.
Это оценки штучных покупок. Если же говорить о частоте покупок, то тут на первом месте в мире онлайн-бронирование туров и отелей, а также приобретение билетов на самолеты, круизные пассажирские суда и железнодорожные поезда. В России подобный сервис пока не слишком развит. Однако имеет широкие перспективы. Вопрос - в удобстве сервиса.
Как правило, при покупке туров по водным маршрутам по Интернету только бронируют билеты, а потом их приходится выкупать в кассе. Лишь недавно в Петербурге железнодорожники объявили об эксперименте, в ходе которого используется некий аналог `электронного` билета, что позволяет пассажирам обойтись без посещения кассы.
Но в чистом виде `электронный` билет используют только на Западе. В первую очередь - международные авиаперевозчики. По сути, покупателям сообщают пароль, по которому они авторизуются на контроле.
Виртуализация денежных потоков
Большинство Интернет-покупок российские клиенты до сих пор оплачивают наличными - доля таких в среднем 59%. Чем дороже товар, тем выше этот показатель. А в субъектах СЗФО, например, практически все 80% покупателей приобретают, расплачиваясь с курьером при доставке заказа. В результате каждая Интернет-сеть вынуждена содержать свой штат курьеров, что удорожает бизнес.
На Западе доставка целиком отдана на аутсорсинг - почте или специализированным курьерским компаниям.
Сравнение структуры затрат при российской схеме Интернет-торговли и того уровня скидок, которые предоставляют покупателям продавцы, заставляет задуматься: за счет чего собственно они экономят? Есть подозрение, что за счет предложения некачественного товара или увода части оборота в `тень`. Не потому ли Интернет-торговля дает очень высокую долю жалоб на брак в общества потребителей? Причем с компаниями-продавцами нередко очень сложно разбираться: Интернет-трейдеры часто меняют юридические адреса и реквизиты.
Не случайно в последнее время такими компаниями заинтересовались и налоговые службы. В некоторых субъектах СЗФО, в частности, предпринимались попытки отслеживать объявления об Интернет-продажах, а потом - проверять эту информацию.
Правда, такая практика не всегда приносила результат. Потому что Интернет в РФ практически никак законодательно не регулируется. Этим все чаще пользуются представители оптовых сбытовых сетей, оптимизируя за счет услуг через Интернет расходы, связанные с региональными продажами.
Ударим законом по `черным` трейдерам
Это заставило Центр интернет-технологий (РОЦИТ) и Ассоциацию электронных коммуникаций разработать модельный закон `Об Интернете`. Недавно его обсуждали в Совете Федерации - в комиссии по информационной политике. Ее председатель Людмила Нарусова сразу подчеркнула: речь идет не об ограничениях для работы в Глобальной сети массовых пользователей, а о намерениях выработать правила игры для бизнеса, который из Интернета извлекает солидные доходы.
А Председатель Совета Федерации Сергей Миронов добавил: дескать, тут вопрос лежит в сфере обеспечения безопасности, а не введении цензуры в Интернете.
Поясним: желание как у ФСБ, так и у налоговых служб регулировать Интернет есть уже давно. Но вот технических средств, чтобы взять всю сеть под контроль, пока нет. В РФ лишь недавно были описаны процедуры изъятия доказательств киберпреступлений. Но отследить за каждым `хостом` в сети практически нереально, даже если заставить провайдеров регистрировать все модемы по паспортам граждан.
Существует масса технологий создания `виртуальных` порталов, благодаря которым процветают `теневая` торговля в Интернете и `пиратство`.
Поэтому основной смысл законопроекта - в создании нового госоргана, который будет координировать борьбу с преступлениями, совершаемыми с помощью Интернета, и разработку дальнейших правовых актов о ведении бизнеса в сети.
|