Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Интернет - торговля в `тени` - ЭиВ N 4 (688)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Интернет - торговля в `тени`
No. 4 (688) 11.02.2008
Андрей ЛАЗАРЕВ
Налоговики мечтают вытащить ее на солнечный свет с помощью более совершенного законодательства

Глобальная сеть перестает быть местом, где скачивают полезную информацию и ищут развлечений. На Северо-Западе набирает популярность новая услуга - приобретение товаров через Интернет.

Примерно каждый десятый житель крупных городов РФ, как видно по данным опросов, проведенных на нескольких Интернет-порталах, попробовал самостоятельную торговлю на бирже. В Москве - каждый седьмой, а в Петербурге - каждый восьмой. Эти данные дают представление о том, сколько в Глобальной паутине заведено `электронных кошельков` и открыто `виртуальных` счетов. Потому что без этого выход через сеть на торговые площадки не имеет смысла.

Можно утверждать, что на трейдерские эксперименты, как правило, решаются, в первую очередь, граждане, имеющие опыт покупок через Интернет.



Покупки из любопытства



По подсчетам компании Nielsen, 77% россиян, пользующихся Интернетом, делали хотя бы однажды `виртуальную` покупку. Но только 32% пытаются это сделать ежемесячно. А вот, к примеру, в Южной Корее аналогичный показатель - 79%, в Великобритании - 76%, в Швейцарии - 67%.

Хотя ежегодно электронные продажи в РФ, по оценкам специалистов, растут на 40%, однако этот рынок пока еще далеко отстает от лидеров онлайн-шопинга. Да и структура рынка складывается несколько иная. Первые места по популярности `сетевых` покупок во всем мире прочно занимают книги (41% от всех покупок) и одежда (36%). Далее идут DVD и игры (24%), авиабилеты (24%) и электронная техника (23%).

В России книги тоже вне конкуренции (42%). А вот на втором месте бытовая техника и электроника (33%). Продажа одежды по электронным каталогам еще только набирает обороты. И в основном этот бизнес развивается в российских регионах, включая Северо-Запад. Для москвичей такие покупки вообще не характерны.

Практически нет спроса на продовольственные товары (8%). Для сравнения: в Японии и Китае (население крупных городов) этот показатель, соответственно, 36% и 32%. В Южной Корее через Интернет одевается 70% пользователей сети.

Это оценки штучных покупок. Если же говорить о частоте покупок, то тут на первом месте в мире онлайн-бронирование туров и отелей, а также приобретение билетов на самолеты, круизные пассажирские суда и железнодорожные поезда. В России подобный сервис пока не слишком развит. Однако имеет широкие перспективы. Вопрос - в удобстве сервиса.

Как правило, при покупке туров по водным маршрутам по Интернету только бронируют билеты, а потом их приходится выкупать в кассе. Лишь недавно в Петербурге железнодорожники объявили об эксперименте, в ходе которого используется некий аналог `электронного` билета, что позволяет пассажирам обойтись без посещения кассы.

Но в чистом виде `электронный` билет используют только на Западе. В первую очередь - международные авиаперевозчики. По сути, покупателям сообщают пароль, по которому они авторизуются на контроле.



Виртуализация денежных потоков



Большинство Интернет-покупок российские клиенты до сих пор оплачивают наличными - доля таких в среднем 59%. Чем дороже товар, тем выше этот показатель. А в субъектах СЗФО, например, практически все 80% покупателей приобретают, расплачиваясь с курьером при доставке заказа. В результате каждая Интернет-сеть вынуждена содержать свой штат курьеров, что удорожает бизнес.

На Западе доставка целиком отдана на аутсорсинг - почте или специализированным курьерским компаниям.

Сравнение структуры затрат при российской схеме Интернет-торговли и того уровня скидок, которые предоставляют покупателям продавцы, заставляет задуматься: за счет чего собственно они экономят? Есть подозрение, что за счет предложения некачественного товара или увода части оборота в `тень`. Не потому ли Интернет-торговля дает очень высокую долю жалоб на брак в общества потребителей? Причем с компаниями-продавцами нередко очень сложно разбираться: Интернет-трейдеры часто меняют юридические адреса и реквизиты.

Не случайно в последнее время такими компаниями заинтересовались и налоговые службы. В некоторых субъектах СЗФО, в частности, предпринимались попытки отслеживать объявления об Интернет-продажах, а потом - проверять эту информацию.

Правда, такая практика не всегда приносила результат. Потому что Интернет в РФ практически никак законодательно не регулируется. Этим все чаще пользуются представители оптовых сбытовых сетей, оптимизируя за счет услуг через Интернет расходы, связанные с региональными продажами.



Ударим законом по `черным` трейдерам



Это заставило Центр интернет-технологий (РОЦИТ) и Ассоциацию электронных коммуникаций разработать модельный закон `Об Интернете`. Недавно его обсуждали в Совете Федерации - в комиссии по информационной политике. Ее председатель Людмила Нарусова сразу подчеркнула: речь идет не об ограничениях для работы в Глобальной сети массовых пользователей, а о намерениях выработать правила игры для бизнеса, который из Интернета извлекает солидные доходы.

А Председатель Совета Федерации Сергей Миронов добавил: дескать, тут вопрос лежит в сфере обеспечения безопасности, а не введении цензуры в Интернете.

Поясним: желание как у ФСБ, так и у налоговых служб регулировать Интернет есть уже давно. Но вот технических средств, чтобы взять всю сеть под контроль, пока нет. В РФ лишь недавно были описаны процедуры изъятия доказательств киберпреступлений. Но отследить за каждым `хостом` в сети практически нереально, даже если заставить провайдеров регистрировать все модемы по паспортам граждан.

Существует масса технологий создания `виртуальных` порталов, благодаря которым процветают `теневая` торговля в Интернете и `пиратство`.

Поэтому основной смысл законопроекта - в создании нового госоргана, который будет координировать борьбу с преступлениями, совершаемыми с помощью Интернета, и разработку дальнейших правовых актов о ведении бизнеса в сети.

Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru