Во-первых, это высококачественный товар, появление которого стало возможно в результате совместных действий ОАО `Транс-Альфа` и крупнейшего производителя грузовиков в России - ОАО `КамАЗ`. Камазовцы давно искали партнера для выпуска автобусов и выбрали вологодское предприятие, считая его наиболее эффективно действующим производством, выпускающим средства пассажирского транспорта.
Во-вторых, Вологодская область, как и другие территории Северо-Запада РФ, остро нуждается в высококачественных автобусах. Дело в том, что развитие общественного транспорта в области постепенно вкатывается в период системного кризиса. Примерно 75% парков местных пассажирских автотранспортных предприятий устарело. Это хорошо видно на примере вологодского ПАТП-1, машины которого бороздят просторы улиц областного центра.
Сначала 250, следом - 1000
Транспортники давно бьют тревогу и тормошат правительство Вологодской области. В том числе - и на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Главная претензия - отсутствие сбалансированной программы помощи отрасли. Тронулся ли, наконец, лед?
Похоже, да. Во всяком случае, председатель совета директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин, комментируя событие, отметил, что `Олимп` освоен при активном содействии правительства области.
В будущем году ОАО `Транс-Альфа` рассчитывает выпустить 250 `Олимпов`, причем только для нужд региона. Это очень важное обстоятельство, поскольку изготовленные на шасси `КамАЗа` машины воплощают в себе многие достижения в практике транспортного автомобилестроения.
Достаточно сказать, что `Олимп` - автобус наполовину низкопольный: у его передней и средней двери нет ступеней. Таких машин пассажиры наших глубинок еще не видели. `Олимп` будут выпускать в двух модификациях - городской и пригородной.
В 2010 году ОАО `Транс-Альфа` рассчитывает довести годовой выпуск этих машин до тысячи. Конечно, уже не только для области. Но, в принципе, любое автотранспортное предприятие региона может в соответствии со своими потребностями приобрести требуемое число машин.
Дорого, но необходимо
`Олимп` будет стоить примерно 3-3,5 млн рублей. Спрашивается: найдут ли пассажирские автотранспортные предприятия области средства для обновления своих парков, если финансы подавляющего большинства вологодских АТП малы?
По предварительным данным, убытки автотранспортных предприятий области от работы на социально значимых маршрутах в 2007 году составили около 120 млн рублей. Таковыми, напомним, называют заведомо убыточные маршруты, на поддержку которых следует выделять бюджетные дотации.
Государство или регионы предоставляют определенным категориям граждан льготы за проезд в общественном транспорте. И это правильно. Но вместе с тем надо возмещать автотранспортным предприятиям выпадающие доходы или те убытки, которые они терпят.
Разделив 120 млн рублей на 3,5 млн рублей, которые стоит новый автобус, получим частное 34. Такое количество `Олимпов` могло бы купить ПАТП на эти деньги.
Вопрос один:
где взять средства?
- Вопрос о компенсации убыточных маршрутов все еще не удается решить, хотя всем ясно, что пассажирский автотранспорт области скорее мертв, чем жив, - заметил, отвечая на вопрос корреспондента `ЭВ`, председатель Вологодской областной общественной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Юрий Тадлов.
Между тем в Вологодской области уже есть опыт рачительного хозяйствования в этой отрасли. Он накоплен в Череповце, где сумели достичь согласованных действий между властью, муниципальным и частным транспортом. Этот опыт был некоторое время назад обобщен отраслевым журналом. Увы, в области он распространения пока не получил.
Сказав `а`, правительство области, в принципе, должно бы сказать и `б`. В противном случае автотранспортникам области не на что будет покупать новые высококачественные автобусы вологодского производства.
|