Новый год, Рождество и предвыборная суета отодвинули на второй план годовщину события, которое, по существу, перевернуло всю нашу жизнь. Это принятие Закона о свободе торговли в январе 1992 года, который подвел, наконец, черту под государственной монополией на отрасль.
Почему это вспомнилось именно сейчас? Да потому что в тех веригах, в которых 16 лет назад находилась торговля, теперь зажато коммунальное хозяйство. Это, между прочим, последняя российская отрасль, где до сих пор сохраняется государственная монополия. А там, где государство правит бал, господствуют его величество - дефицит и рост цен, что вологжане видят на примере своего города, когда при неуклонном повышении тарифов на услуги качество их ни на йоту не улучшается.
Достаточно взглянуть на состояние улиц и дворов Вологды, особенно на задворках, где ходить подчас просто небезопасно. И это продолжается десятилетиями. Между тем в городе есть все, чтобы поддерживать его в приличном состоянии: и службы, и техника... Но муниципальные унитарные предприятия, входящие в состав комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта городской администрации, - монополисты, а раз так, то и конкуренции нет, и качества услуг - тоже, поскольку у производителя нет стимула работать на человека.
Несколько лет назад во главе этого комитета встал представитель Череповца и `Северстали` Валентин Горобцов, с которым связывали большие надежды на перемены. Надежды не оправдались. Потому что дело не столько в том, кто руководит комитетом - Горобцов, Петров или Сидоров, сколько в системе управления отраслью, которая себя давно уже исчерпала.
В комитете никто, например, не может дать объяснения, почему, вопреки здравому смыслу, до сих пор в городе не было проведено конкурса на лучший проект использования уборочной техники, имеющейся в муниципальной собственности?
Фирма, чей бизнес-план был бы признан лучшим, могла бы получить ее в аренду, скажем, лет на пять. Или в Вологде - более 30 котельных, часть которых работает с недогрузом. Например, завода `Северный коммунар`. Почему бы не `закольцевать` на жилой массив не одну, как нынче, а две котельные, чтобы у потребителей был выбор, чьей услугой пользоваться? Ведь в таких условиях котельные непременно будут соперничать по части тарифов, поскольку будут заинтересованы в том, чтобы их услуга была более привлекательна для жильцов.
И сколько бы В. Горобцов ни отчитывался перед людьми в ангажированной `Коммунальной газете`, распространяющейся бесплатно, никуда не уйти от того, что оживить отрасль может лишь реформа, благодаря которой коммунальная услуга станет конкурентным товаром, как 16 лет назад стали мясо, колбаса, сливочное масло и другие продукты питания, бывшие в дефиците.
Уповать лишь на управляющие компании домами, которые в соответствии с Жилищным кодексом должны начать действовать с 1 апреля, - это все равно что по-страусиному прятать голову в песок. Одновременно следует, наконец, разобраться с муниципальными унитарными предприятиями комитета ЖКХиТ и с самим комитетом.
Коммунальная экономика в городе такова, что сначала жильцы рассчитываются с чиновниками от `коммуналки` за услуги, а потом эти же чиновники расплачиваются с предприятиями. Этот порядок давно стал анахронизмом. Во-первых, как чины расходуют деньги, поступающие городу в виде квартплаты, - тайна за семью печатями. Во-вторых, система, при которой муниципальное унитарное предприятие получает за работу безотносительно к качеству услуг, давно себя изжила.
Так, МУП ЖКХ `Водоканал` лишено стимула оперативно устранять прорывы в сетях, поскольку за данную городу воду он все равно получит до копейки, вне зависимости от того, сколько товара ушло в землю. Словом, предприятиям пора акционироваться и жить исключительно на свои кровные. А комитет должен стать министерством коммунального хозяйства города, развивающим, в том числе, и конкуренцию между производителями.
Когда у управляющей компании будет возможность выбора, чьими услугами пользоваться, - вот тогда пойдет, наконец, и реформа.
|