Понять власти можно: в канун парламентских и президентских выборов они очень нуждаются в народной поддержке. Для этого люди, превращающиеся в назначенный день в электорат, должны почувствовать: жить им стало легче, веселее. Именно для этого `под выборы` подгаданы внеочередные повышения пенсий ветеранам, зарплат бюджетникам и денежно-материального довольствия силовикам - то есть всем тем категориям избирателей, которые непременно должны отблагодарить действующую власть за эту заботу.
Да вот незадача: как только люди получают эти дополнительные деньги, они спешат в магазины, чтобы их отоварить. У большинства эти деньги все равно последние, они не могут отложить их, как правительство в Стабилизационный фонд, до худших времен, или потратить на товары класса `премиум`. Поесть бы досыта, без оглядки на скудное завтра, молочных, мясных продуктов, яиц, не экономить на хлебе. Но нехорошие торговцы, уловив эти народные чаяния, тут же реагируют повышением цен на продукты и другие товары массового спроса.
В последние месяцы власть упорно пытается сделать торговлю козлом отпущения своих собственных грехов. Но любому непредвзятому эксперту ясно, что ускорившийся рост цен отражает тенденцию явного неблагополучия в российской экономике, где производство наиболее востребованных товаров не поспевает за ростом денежной массы. Денежный навес пухнет и грозит похоронить сразу после выборов восторги власти от своей собственной социальной политики.
Понимая это, власти стараются хотя бы отложить очередной инфляционный скачок на послевыборное время. Отсюда - новые соглашения о замораживании цен на социально значимые продукты до 1 мая. Регионы при этом призывают последовать вслед за федеральным центром, хотя власти субъектов РФ не очень рвутся отвечать по чужим грехам. Но и ослушаться не могут: их-то избиратель теперь живет не рядом, а сидит в Кремле.
В результате возникают пардоксальные ситуации вроде повышения стоимости проезда на городском транспорте в Петербурге: уже объявлено, что расценки вырастут еще на 2-3 рубля. Администрация доказывает горожанам, что это очень экономически необходимо, но новые тарифы начнут действовать с 1 апреля, когда осядет пыль от победных реляций власти по поводу своего усердного служения народу. Иначе избиратель может разгневаться раньше времени, а так, глядишь, привыкнет постепенно к неизбежному.
В этой связи показательно другое: там, где в дело вступают интересы монополистов, находящихся под контролем государства (то есть впрямую задеваются интересы власть имущих), никаких соглашений по поводу сдерживания роста тарифов никто не инициировал. Но именно действия таких `священных коров` в энергетике и на транспорте как раз и раскручивают инфляцию, съедая доходы компаний производственной сферы.
Любопытный прецедент возник на днях в Сыктывкаре, где прокурор Республики Коми Александр Шуклин направил запрос в Управление Федеральной антимонопольной службы по РК с просьбой проверить соблюдение антимонопольного законодательства при издании указа главы РК Владимира Торлопова `Об упорядочении цен на социально значимую группу продовольственных товаров`. При этом, как сообщает агентство БНКоми, прокурор потребовал привлечь к ответственности лиц, виновных в принятии этого указа.
Нельзя не оценить мужество прокурорского работника, пытающегося встать на стражу закона в период, когда политическая лояльность и целесообразность ценятся действующей властью гораздо выше соблюдения законности и здравого экономического смысла.
Как реально обстоят дела с ценами на Северо-Западе - об этом в материалах наших корреспондентов.
|