Ежегодно в Петербурге образуется более 3 млн тонн строительных отходов. Эксперты прогнозируют неуклонный рост этого показателя. Перед отраслью сбора и переработки всего того, что остается после сноса жилых и промышленных строений, открываются многообещающие перспективы развития, которому пока мешает недостаточность поддержки и понимания рециклеров со стороны властей.
Ожидают, что в течение ближайших 10 лет количество строительных отходов в городе будет ежегодно увеличиваться в 2-2,5 раза. Такими же темпами должен расти и рынок их переработки. Это будет связано, прежде всего, с реализацией планов администрации Петербурга по сносу в его центральной части корпусов более чем 200 промышленных предприятий, а также выполнением программ по демонтажу ветхих жилых домов.
Сложно даже представить себе огромное количество лома бетона, железобетона, кирпича и других компонентов строительных отходов, который образуется в результате проведения таких масштабных работ. Точно также сложно оценить степень ущерба окружающей среде, который может быть нанесен в случае, если основную массу отходов продолжат вывозить на свалки.
А ведь существуют и вполне успешно используются технологии превращения остатков конструкций строений в безопасную востребованную продукцию - вторичный щебень, находящий широкое применение в строительстве и коммунальном хозяйстве. Стоимость такого щебня в 1,5-2 раза ниже, чем гранитного. Но масштаб использования таких технологий пока нельзя назвать удовлетворяющим потребностям города.
Малорентабельный рециклинг
Переработкой строительных отходов в Петербурге сегодня занимаются 7 компаний. По данным Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга, лидирующие позиции на этом рынке занимают холдинговая компания `Ассоциация по сносу зданий`, ООО `Дробильно-сортировочный комплекс N 1`, а также ЗАО `Ольвекс` и ООО `Терминатор`, оказывающие, в том числе, и услуги по демонтажу строений.
По оценкам экспертов, `цена вопроса` выхода на рынок переработки строительных отходов находится на уровне 1,5 млн евро. Инвестиции в создание предприятия могут окупаться за 2-3 года, уровень рентабельности его работы должен составлять около 30%.
Отметим, что стоимость технологической линии для такого предприятия оценивается в 800 тыс. - 1 млн евро. Занимать ниши на этом перспективном рынке предприниматели не торопятся - слишком уж он специфичен и пока сложен для освоения.
- Переработка строительных материалов - это весьма энергоемкое, затратное и малоприбыльное производство, - утверждает Валентин Подолянчук, директор по внешним связям ООО `Дробильно-сортировочный комплекс ?1`. - Рентабельность переработки, с учетом реализации вторичного щебня при полной загрузке оборудования в одну смену, составляет 12-15%. Как правило, производство загружено на 50% из-за недопоставок сырья.
Стоит обратить внимание на то, что речь о недопоставках руководитель одной из лидирующих на рынке компаний ведет в ситуации, когда в Петербурге на переработку идет только 10% от общего количества образующихся в городе строительных отходов. Остальное оказывается в лучшем случае на полигонах, а зачастую - и на многочисленных несанкционированных свалках.
К сожалению, выбрасывать строительные отходы, вместо того чтобы их перерабатывать, сегодня выгоднее.
А выбросить - проще
Петербургские предприниматели, работающие в сфере рециклинга, давно говорят о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы процедур обращения со строительными отходами, снятии ряда ненужных административных барьеров.
На сегодня ситуация складывается таким образом, что строительной компании, желающей заключить официальный договор на переработку или захоронение отходов, нужно провести длительные и сложные процедуры согласования необходимых для этого документов с чиновниками Роспотребнадзора и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга.
Далеко не все строители стремятся утруждать себя соблюдением подобных формальностей. Впрочем, у кучи строительного мусора всегда есть шанс пополнить собой содержимое нелегальной свалки и в том случае, если необходимые документы утверждены - из соображений экономии ее могут свалить где-нибудь в лесочке на полпути к мусорному полигону.
Таким образом стремятся сократить транспортное плечо или приберечь те 6-7 тыс. рублей, что нужно отдать владельцам полигона за машину со строительными отходами. Даже немаленькие штрафы нарушителей особо не пугают.
`Наряду с усилением контроля за захоронением строительных отходов властям следовало бы выработать четкие критерии и механизмы отнесения продуктов их переработки к разряду вторичной продукции`, - таково мнение Александра Мармандяна, заместителя генерального директора по общим вопросам ЗАО `Ольвекс`. Пока же способы оценки вторсырья на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим нормативам признают сложными и запутанными, а ее результаты - подчас весьма неоднозначными.
Вместе с тем говорят об отсутствии государственной поддержки, к примеру в части предоставления площадок для сортировки и переработки отходов, налоговых послаблений, квот на вторичные материалы.
Свои интересы участники рынка стремятся отстаивать через деятельность Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга, члены которой занимаются выработкой решений по совершенствованию нормативно-правовой базы работы отрасли сбора и переработки строительных отходов.
Ведь, согласитесь, крайне неразумно выбрасывать, нанося ущерб природе, то, что способно быть источником получения больших прибылей, служить интересам общества, власти и бизнеса.
Мнения специалистов
Александр Мармандян, заместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО `Ольвекс`:
- Основную массу строительных отходов относят к 4-му (малоопасные) и 5-му (практически неопасные) классам опасности для окружающей среды. Но эти понятия довольно относительны: с точки зрения законодательства, все отходы опасны. Даже `практически неопасные` отходы могут наносить вред здоровью человека и природе в случае неправильного обращения с ними. Так, в состав строительных отходов входят, помимо прочего, полимерные материалы, которые при возгорании выделяют массу вредных веществ.
В то же время каждая партия щебня, получаемого из вторсырья, проходит обязательный контроль на предмет соответствия радиологическим, химическим и токсикологическим нормативам, получая в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение.
Валентин Подолянчук, директор по внешним связям ООО `Дробильно-сортировочный комплекс N 1`:
- Тогда как в городе на Неве переработке подвергают только 10% строительного мусора, в Москве этот показатель составляет около 50%, а в странах Европы - до 90%. Почему? Ведь выгода рециклинга в сравнении с доставкой отходов на полигоны очевидна!
Речь идет о невысокой стоимости приема сырья и услуг по транспортировке, получении возможности взять обратным рейсом с перерабатывающего производства щебень, открытии широких возможностей для решения экологических проблем, недопущении образования новых свалок мусора. Об отсутствии в Петербурге необходимой для нормального развития отрасли сбора и переработки строительного мусора нормативной базы говорит хотя бы тот факт, что в городе действует только 3 соответствующих нормативных акта, тогда как в Москве их - более 30.
Вячеслав Прохоров, исполнительный директор Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга:
- Петербургу необходима серьезная, научно-обоснованная концепция обращения с отходами, в том числе образующимися в процессе работы предприятий строительной индустрии. Заложенные в ней решения должны позволить если и не решить проблему сбора и переработки строительных отходов радикальным образом, то хотя бы приблизить показатели работы отрасли к тем, которые достигли на сегодня в Москве. Там, как известно, перерабатывают до половины подобных отходов.
Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга заказала создание такой концепции ученым из петербургского Политехнического университета. Работу над ней возглавляет ректор университета, академик Михаил Федоров. Ожидаем, что проект концепции увидит свет уже в марте нынешнего года.
|