Авиатакси Dexter начинает оказывать услуги на территории Северо-Западного федерального округа (СЗФО): первый самолет компании размещен в аэропорту Пулково.
Теперь желающие летать между городами, где нет регулярного воздушного сообщения, могут заказать восьмиместный самолет Pilatus. Руководитель проекта Dexter Евгений Андрачников полагает, что основными пассажирами авиатакси будут менеджеры крупных компаний:
- Наш сервис ориентирован на предпринимателей, которые дорожат своим временем. Основной расчет компании - на сектор услуг `b2b`. Проблема бизнесменов в том, что сегодня 90% воздушных линий в России проложено через Москву. Это создает неудобства при сообщении между другими городами. Топ-менеджерам приходится заниматься эквилибристикой при прокладке своих бизнес-маршрутов в российские регионы...
При приобретении транспортных средств для авиатакси учитывалось, что вертолеты летают на относительно небольшие расстояния, а определенные типы самолетов могут совершать посадку на любой из существующих в России 430 аэродромов - даже на те, где есть только короткие взлетно-посадочные полосы, которые не позволяют приземляться большим рейсовым самолетам. Потому и выбрали именно турбовинтовые самолеты М-101Т (российский `Сокол`) и Pilatus PC-12 (Швейцария).
Направление и время вылета авиатакси определяет клиент. Билета как такового нет: оплата начисляется за каждый километр пути по счетчику плюс за простой воздушной машины на земле. Основные конкуренты Dexter - компании деловой авиации, которые чаще всего используют самолеты типа Як-40, а также те регулярные перевозчики, которые предоставляют услуги бизнес-класса.
Пока в Dexter располагают несколькими воздушными судами, которые приписаны к московскому аэропорту Быково. Полеты осуществляются в пределах РФ и стран СНГ, с которыми заключены соглашения. В перспективе - рейсы в страны Балтии.
В 2011 году парк компании предполагается увеличить до 100 самолетов. Если учесть, что стоимость воздушного судна - около $5 млн, то общие инвестиции в проект могут превысить $500 млн. Пока в бизнес вложено, по неуточненным данным, $25 млн средств акционеров. И еще $8 млн привлечены IFC (инвестиционное подразделение Всемирного банка).
В ноябре и декабре 2007 года на рейсах из Москвы в Петербург машины авиакомпании выполняли в среднем по 60 часов полетов в месяц. При таких объемах работы и существующих расценках инвестиции в приобретение одного самолета могут окупиться за 4 года.
Впрочем, своих финансовых планов и результатов в компании предпочли не разглашать, как и не особо распространялись о тех правилах, которые регулируют безопасность полетов.
По данным, полученным из Росавиации, видно, что, к сожалению, в нормативной базе Министерства транспорта РФ, регулирующей работу авиатакси, - сплошь `белые` пятна. Между тем на пресс-конференции Е. Андрачников рассказал о некоторых нюансах работы российских такси, которые вызывают вопросы.
Если учесть, что самолет Pilatus ведут два сотрудника авиакомпании, а пассажиров может быть восемь, то потенциальным террористам не придется прилагать особых усилий для захвата такого воздушного судна. А оно при взлете имеет на борту достаточно топлива, чтобы превратиться в самонаводящуюся ракету. Теракт 11 сентября 2001 года заставил США достаточно жестко отрегулировать работу своих 6 тысяч воздушных такси с точки зрения обеспечения безопасности полетов. Там, в отличие от России, кого ни попадя, лишь бы заплатил деньги, на борт не возьмут. И полюбоваться видом облаков из кабины пилотов не дадут.
Акционерами компании Dexter (создана в 2004 году) являются аэрокосмический холдинг `Каскол` и венчурный фонд `Промышленные инвесторы`.
|